Вопрос: 1. Подлежит ли налогообложению по налогу на прибыль у
организации, использующей при определении доходов и расходов метод
начисления, финансовая помощь, полученная из средств Целевого
бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих
мест для инвалидов и молодежи до 18 лет?
2. Каким образом следует учитывать в целях налогообложения
прибыли расходы, связанные с приобретением для создания рабочих
мест для инвалидов и молодежи до 18 лет за счет указанной выше
финансовой помощи основных средств, материалов и т.д.?
3. В каком порядке учитываются данная финансовая помощь и
расходы, связанные с целевым использованием полученных средств на
приобретение основных средств, материалов и т.д., в том случае,
если организация - получатель финансовой помощи применяет
упрощенную систему налогообложения?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2003 г. N 26-12/72532
1. Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу
на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением
целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К ним, в частности, относятся целевые поступления из бюджета
бюджетополучателями.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК
РФ) предусмотрено, что получателями бюджетных средств выступает
бюджетная или иная организация, имеющая право на получение
бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на
соответствующий год.
Согласно ст. 6 БК РФ субвенция - это бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах на осуществление определенных целевых
расходов, а субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации,
физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
В соответствии со ст. 78 БК РФ предоставление субвенций и
субсидий допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных
федеральными и региональными целевыми программами и федеральными
законами;
- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях,
предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными
законами, региональными целевыми программами и законами субъектов
Российской Федерации;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными
целевыми программами, федеральными законами, региональными
целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и
решениями представительных органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, в целях применения положений п. 2 ст. 251
НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо,
получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции или
субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий
финансовый год.
Во исполнение Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации", в целях реализации
распоряжения Мэра Москвы от 18.09.2001 N 909-РМ "О возложении на
Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы
функций по социальным трудовым отношениям и охране труда" и
эффективного использования финансовых средств на мероприятия,
связанные с созданием рабочих мест для инвалидов, молодежи в
возрасте до 18 лет и других категорий граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, а также специальных рабочих мест,
специализированных предприятий (цехов, участков), Правительство
Москвы постановлением от 13.08.2002 N 627-ПП утвердило Положение о
Целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест в городе Москве.
Данное Положение устанавливает порядок формирования, исполнения
и управления средствами Целевого бюджетного фонда квотирования
рабочих мест в городе Москве, а также контроля за их
использованием.
При этом в целях обеспечения дополнительных гарантий
трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и
в соответствии с Законом города Москвы от 12.11.97 N 47 "О
квотировании рабочих мест в городе Москве" постановлением
Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП было также утверждено
Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве, которое
определяет механизм квотирования рабочих мест в г. Москве и
условия предоставления финансовой помощи из средств Целевого
бюджетного фонда квотирования рабочих мест г. Москвы
работодателям, создающим рабочие места для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите.
Разделом 3 указанного выше Положения определены условия
оказания финансовой помощи работодателям из средств Целевого
бюджетного фонда квотирования рабочих мест г. Москвы.
Таким образом, исходя из изложенного, средства, предоставляемые
юридическим лицам (бюджетополучателям) в виде финансовой помощи,
выданные на цели, указанные в соответствии с перечисленными выше
нормативными правовыми актами, если они предусмотрены в бюджетной
росписи доходов и расходов бюджета г. Москвы на соответствующий
финансовый год и использованы организациями по прямому назначению,
в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежат включению в
налоговую базу по налогу на прибыль.
Одновременно с этим сообщаем, что организации, получившие
средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет
доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования. В отношении бюджетных средств, использованных не
по целевому назначению, применяются нормы бюджетного
законодательства (п. 14 ст. 250 НК РФ).
2. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за
исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми
признаются любые обоснованные и документально подтвержденные
затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество,
приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств
целевого финансирования, не подлежит амортизации.
Кроме того, поскольку в главе 25 НК РФ заложен принцип
зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика,
расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования и
обусловленные целями, на которые они были выделены, не уменьшают
налоговую базу по налогу на прибыль.
3. По вопросу о порядке учета организацией, применяющей
упрощенную систему налогообложения, финансовой помощи, полученной
из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для
создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и
расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше
финансовой помощи основных средств, материалов и т.д. для создания
рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации при
определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым при
применении упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы от
реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и
имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ,
и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250
НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не
учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Расходы, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную
систему налогообложения с выбранным объектом налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить
полученные доходы на сумму предусмотренных закрытым перечнем
расходов, установленным п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Иные расходы, не
предусмотренные указанным перечнем расходов, для целей обложения
единым налогом не учитываются.
При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п.
1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия
критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Таким образом, организацией, применяющей упрощенную систему
налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении порядка
учета финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного
фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для
инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с
приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных
средств, материалов и т.д. для создания рабочих мест для инвалидов
и молодежи до 18 лет, следует руководствоваться порядком,
изложенным выше для организаций, исчисляющих налогооблагаемую
прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|