ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
О СОЗДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ
И ПРОПАГАНДЫ И ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ
В целях повышения эффективности исполнения функций
Правительства Москвы по организации и развитию системы
экологического образования, просвещения и пропаганды, формированию
экологической культуры населения, активизации взаимодействия
государственных и общественных экологических организаций:
1. Создать Координационный общественный совет по вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Координационном общественном совете по
вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды
(приложение 1) и персональный состав Координационного
общественного совета по вопросам экологического образования,
просвещения и пропаганды (приложение 2).
2.2. Концепцию проекта "Центр экологического образования,
просвещения и пропаганды" (приложение 3).
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Москвы
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ ПО ВОПРОСАМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ
1. Общие положения
1.1. Координационный общественный совет по вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды (далее -
Совет) является консультативным органом по формированию и
проведению единой городской политики по вопросам экологического
образования, просвещения и пропаганды.
1.2. Для работы в Совете привлекаются представители органов
государственной власти города Москвы, ведущие
высококвалифицированные специалисты Российской Федерации и города
Москвы, занимающиеся вопросами экологического образования и
просвещения, управлением охраной окружающей среды и
природопользования.
1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей
среды", Экологической доктриной Российской Федерации, законами
города Москвы, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы в области экологического просвещения и
воспитания, охраны окружающей природной среды и рационального
природопользования.
1.4. Организационно-техническое обеспечение Совета
осуществляется Департаментом природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы.
2. Задачи и функции Совета
2.1. Основной задачей Совета является консультационное
содействие в развитии системы экологического образования,
просвещения и пропаганды, формировании экологической культуры
населения, активизации взаимодействия государственных
уполномоченных органов власти города Москвы в области охраны
окружающей среды, образования и просвещения с общественными
экологическими организациями.
2.2. Функции Совета:
- разработка рекомендаций и предложений по развитию системы
экологического образования и просвещения на всех уровнях:
дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное;
- разработка рекомендаций по совершенствованию нормативной
правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части
экологического образования, просвещения, развития общественных
институтов управления природоохранной деятельностью;
- внесение предложений по установлению приоритетных направлений
городской политики в области экологического образования,
просвещения и пропаганды;
- консультативная и методическая помощь в подготовке целевых
программ и подпрограмм по вопросам экологического образования,
просвещения и пропаганды;
- оценка перспектив внедрения передовых отечественных и
зарубежных научных и практических разработок в области
экологического образования, просвещения и пропаганды;
- разработка рекомендаций и предложений для организации работ
по привлечению внимания общественности к решению задач повышения
экологической культуры населения;
- консультативная и научно-методическая помощь в реализации
проекта по функционированию Центра экологического образования,
просвещения и пропаганды, в том числе заслушивание планов работ и
отчетов о направлениях и объемах расходования бюджетных средств
при реализации целевых городских программ.
3. Структура и организация работы Совета
3.1. Совет формируется из числа представителей органов
государственной власти города Москвы, ведущих ученых,
преподавателей, специалистов-практиков, представителей
общественности, занимающихся вопросами экологического образования,
просвещения и пропаганды.
3.2. Права Совета:
- разрабатывать рекомендации для государственных органов
исполнительной власти города Москвы, префектур административных
округов, управ районов, муниципалитетов районов и участвовать в их
работе в пределах компетенции Совета;
- создавать экспертные и рабочие группы с привлечением
сторонних специалистов, в том числе представителей комплексов
городского управления; вносить предложения и рекомендации по
совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации и
города Москвы в части экологического образования, просвещения,
развития общественных институтов управления природоохранной
деятельностью;
- принимать участие в подготовке целевых программ и подпрограмм
по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды и
вносить предложения по установлению приоритетных направлений
городской политики в области экологического образования,
просвещения и пропаганды;
- взаимодействовать со средствами массовой информации в целях
освещения деятельности Совета;
- оказывать консультативную и научно-методическую помощь в
реализации проекта по функционированию Центра экологического
образования, просвещения и пропаганды, в том числе заслушивать
планы работ и отчеты о направлениях и объемах расходования
бюджетных средств при реализации целевых городских программ.
3.3. Совет возглавляет президиум, состоящий из 7 человек.
Состав президиума избирается из числа членов Совета. Председатель
президиума избирается решением членов президиума
3.4. Решения, принимаемые президиумом и Советом, оформляются
протоколами и носят рекомендательный характер.
3.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не
реже двух раз в год.
Приложение 2
к распоряжению Правительства
Москвы
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
СОСТАВ
КООРДИНАЦИОННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ
Барановский - президент Российского Зеленого Креста,
Сергей Игоревич академик РАЕН (по согласованию)
Баришпол - председатель президиума Центрального
Иван Федотович совета Всероссийского общества охраны
природы (по согласованию)
Богдан - директор Института содействия
Людмила Георгиевна общественным инициативам (ИСАР)
(по согласованию)
Бочин - министр Правительства Москвы,
Леонид Арнольдович руководитель Департамента
природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы
Быстрицкая - народная артистка СССР
Элина Авраамовна (по согласованию)
Винокуров - заместитель руководителя Департамента
Владимир Арнольдович природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы
Владимиров - ректор РГУ нефти и газа
Альберт Ильич им. И.М. Губкина (по согласованию)
Глазачев - директор Международного центра
Станислав Николаевич по разработке технологий
эколого-педагогического образования
(по согласованию)
Грачев - председатель Комитета по экологии
Владимир Александрович Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
(по согласованию)
Данилина - директор ЭкоЦентра "Заповедники"
Наталья Романовна (по согласованию)
Захлебный - руководитель Центра теории и методики
Анатолий Никифорович экологического образования РАО, д.п.н.
(по согласованию)
Исаев - директор Центра по проблемам экологии
Александр Сергеевич и продуктивности лесов РАН, академик
РАН (по согласованию)
Карпов - президент Ассоциации "Аналитика",
Юрий Александрович член-корреспондент РАН
(по согласованию)
Кавтарадзе - заведующий кафедрой управления
Дмитрий Николаевич природными ресурсами МГУ
им. М.В. Ломоносова (по согласованию)
Кезина - руководитель Департамента образования
Любовь Петровна города Москвы, академик РАО
(по согласованию)
Клюкина - директор Государственного
Анна Иосифовна Дарвиновского музея (по согласованию)
Кузнецов - президент РАЕН, член-корреспондент РАН
Олег Леонидович (по согласованию)
Лосев - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Ким Семенович (по согласованию)
Мамедов - профессор Российской академии
Низами Мустафаевич государственной службы при Президенте
Российской Федерации, эксперт ООН
по вопросам экологического образования
(по согласованию)
Новоточинов - директор международных программ
Алексей Алексеевич Комитета национальных и неолимпийских
видов спорта России (по согласованию)
Степаненко - заместитель председателя Комиссии
Вера Станиславовна по экологической политике Московской
городской Думы (по согласованию)
Осипов - директор Института геоэкологии РАН,
Виктор Иванович академик РАН (по согласованию)
Петросян - ректор Открытого экологического
Валерий Самсонович университета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор (по согласованию)
Попов - заместитель председателя Комитета
Алексей Иванович общественных связей города Москвы
(по согласованию)
Саркисов - ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева,
Павел Джибраелович академик РАН (по согласованию)
Хлопиков - директор Московского
Владимир Петрович эколого-образовательного комплекса
(по согласованию)
Черников - профессор Московской
Владимир Александрович сельскохозяйственной академии
им. К.А. Тимирязева (по согласованию)
Щербаченко - председатель Комитета
Михаил Львович по телекоммуникациям и средствам
массовой информации города Москвы
(по согласованию)
Ягодин - президент Московской ассоциации
Геннадий Алексеевич экологического образования,
член-корреспондент РАН
(по согласованию)
Приложение 3
к распоряжению Правительства
Москвы
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА "ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ"
1. Цели, задачи и функции проекта
Главными целями проекта "Центр экологического образования,
просвещения и пропаганды" (далее - ЦЭОПП) являются:
1. Содействие в решении задач Экологической доктрины Российской
Федерации в части экологического образования и просвещения и
развития гражданского общества как условия реализации
государственной политики в области экологии.
2. Содействие повышению уровня экологической культуры и
экологической информированности широких слоев населения, включая:
- создание специализированной постоянно действующей
демонстрационной площадки для пропаганды передовых достижений в
области экологического образования, просвещения, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
- создание эффективной организационной структуры и базы для
повышения экологической культуры населения, образовательного
уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;
- проведение экологического обучения населения и образования,
включая дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное,
профессиональное;
- создание условий для пропаганды экологических знаний,
достижений в области экологического просвещения, создания детских
и молодежных экологических центров, опыта эффективного
взаимодействия общественных экологических организаций и
объединений с органами государственной власти города Москвы.
Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда
задач:
- аккумулирование и распространение знаний в области
организации экологического образования, просвещения и пропаганды;
- аккумулирование и распространение знаний в области реализации
общественных экологических проектов и инициатив;
- аккумулирование и распространение экспертных знаний в области
реализации эффективных природоохранных мероприятий и "чистых"
производств;
- содействие в пропаганде на межрегиональном и международном
уровнях достижений московских и российских организаций и
предприятий в области экологического образования и просвещения,
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- реализация программ и проектов по повышению уровня культуры
широких слоев населения и привлечению общественности к решению
проблем охраны окружающей среды;
- аккумулирование и распространение экологической информации.
2. Позиционирование ЦЭОПП
В настоящее время в Москве (впрочем, как и в России в целом)
нет ни одного специализированного центра по масштабной пропаганде
экологических знаний. Существующие экологические центры работают,
как правило, с узкими целевыми аудиториями. Отдельные
периодические издания, выставочные мероприятия и конференции
экологической направленности не в полной мере удовлетворяют
потребности общества в получении экологической информации. Идея
ЦЭОПП базируется на создании доступной самому широкому кругу
москвичей и жителей других регионов постоянно действующей
пропагандистской и информационной площадки, представляющей
интересы как государственных, так и общественных экологических
организаций.
В результате реализации проекта ЦЭОПП будет выполнять
следующие функции:
- интегратор потенциала участников проекта в части поставленных
целей;
- база для развития сети экологического образования,
просвещения в городе Москве и пропаганды достижений научных и
образовательных центров;
- база для пропаганды достижений и результатов деятельности
органов государственной власти города Москвы и Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и экологического
просвещения;
- база для пропаганды результатов деятельности общественных
экологических организаций и объединений;
- информационный, консультативный и выставочный центр;
- центр поддержки инновационных и инвестиционных проектов в
области экологического образования, просвещения и охраны
окружающей среды;
- экологический информационный центр по работе с населением.
3. Инициаторы проекта
Департамент природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы.
Департамент образования города Москвы.
Э.А. Быстрицкая, народная артистка СССР.
Всероссийское общество охраны природы.
4. Основание и обоснование создания ЦЭОПП
На основании статьи 6 и статьи 72 Федерального закона "Об
охране окружающей среды" в ведении органов государственной власти
субъектов Российской Федерации находятся организация и развитие
системы экологического образования и просвещения, формирование
экологической культуры.
Москва солидарна с призывом Президента Российской Федерации на
Госсовете 11 июня 2003 г. уделять экологическим проблемам должное
внимание и нацелена на решение задач, определенных Экологической
доктриной Российской Федерации, связанных с реализацией законных
прав граждан на благоприятную окружающую среду, на получение
экологической информации. Москва принимает во внимание решение ООН
провести в 2004-2015 годах Декаду образования для устойчивого
развития. Непременным условием эффективной государственной
политики является демократизация государственного управления через
широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения
в подготовку принятия решений. Это реализуется через
просветительскую работу, направленную на повышение социальной
активности граждан, осознание личной ответственности,
сопричастности и заинтересованности в достижении экологического
благополучия города и страны.
5. Управление проектом
Для управления проектом создается автономная некоммерческая
организация "Центр экологического образования, просвещения и
пропаганды". Учредителями выступают:
- Всероссийское общество охраны природы;
- Московская ассоциация экологического образования;
- Государственное учреждение "Центр по выполнению работ и
оказанию услуг природоохранного назначения";
- ЗАО "Объединенный павильон "Наука и образование" ГАО ВВЦ.
Каждый из учредителей имеет большой опыт работы в области
экологического образования, просвещения и пропаганды, располагает
подготовленными профессиональными кадрами. Планируется привлечение
к работе Центра партнерских организаций (научных, промышленных,
образовательных и общественных) г. Москвы и Российской Федерации
для использования их профессионального и
организационно-технического потенциала. Стратегическое
планирование деятельности ЦЭОПП осуществляет Координационный
общественный совет по экологическому образованию, просвещению и
пропаганде.
6. Исходные предпосылки для реализации проекта
Инициаторами проекта проведены консультативные рабочие встречи
с потенциальными участниками проекта. Выявлен круг
заинтересованных партнеров из числа профессиональных
образовательных центров средней и высшей школы, учреждений
дополнительного экологического образования, общественных
экологических организаций, а также научных и промышленных
учреждений и предприятий. Инициатива по реализации проекта ЦЭОПП
поддержана также рядом международных экологических организаций. В
проекте предусматривается организация доступной широкому кругу
посетителей постоянно действующей демонстрационной площадки.
Демонстрационная площадка ЦЭОПП (предположительно на ВВЦ) должна
стать доступным источником получения экологической информации для
природопользователей, общественных организаций, образовательных
учреждений и населения. С этой целью подписывается соглашение о
сотрудничестве между Департаментом природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы и Государственным акционерным
обществом "Всероссийский выставочный центр".
7. Основные направления деятельности ЦЭОПП
7.1. Организация системы образования и просвещения (программы
для детей, специалистов-экологов, общественных организаций,
населения).
7.2. Организация клуба неправительственных организаций
экологической и гуманитарной направленности.
7.3. Организация работы по пропаганде экологической культуры и
принципов устойчивого развития в средствах массовой информации.
7.4. Организация общественной приемной для населения.
7.5. Организация тематических экскурсий, выставок, ярмарок,
презентаций, фестивалей.
7.6. Организация и проведение Дня эколога, экологического
праздника в рамках Дня города, детских экологических и спортивных
праздников.
7.7. Участие в выполнении проектов (НИР) в области охраны
окружающей среды, образования и пропаганды экологических знаний и
идей устойчивого развития.
7.8. Создание информационного фонда, включающего банк данных о
деятельности неправительственных экологических организаций,
технологиях и производителях экологической продукции и услуг,
библиотеку, видео- и кинотеку по экологической тематике и
проблемам устойчивого развития.
7.9. Создание информационного сайта в сети Интернет.
7.10. Консалтинговые, информационные и иные услуги для
природопользователей и населения.
7.11. Распространение специальной, правовой, методической и
популярной экологической литературы, кино- и видеопродукции по
профилю деятельности.
7.12. Участие в российских и международных проектах (выставках,
конгрессах, конференциях, конкурсах и др.).
8. Источники финансирования
В качестве основных источников финансирования деятельности
ЦЭОПП рассматриваются:
- доходы от мероприятий (выставочно-ярмарочных,
презентационных), проводимых на территории ГАО ВВЦ;
- доходы от информационно-консультативной деятельности;
- вклад партнеров в форме консультаций, готовых технологий,
инвестиционных ресурсов, вычислительной техники,
специализированных услуг, результатов исследований,
организационной поддержки;
- займы и кредиты, предоставляемые на льготных условиях
бюджетом города Москвы, банками и другими финансовыми институтами
на реализацию проекта;
- добровольные финансовые и имущественные взносы партнеров и
учредителей АНО "ЦЭОПП";
- гранты фондов и других финансовых институтов, международных
организаций и программ;
- средства городского и федерального бюджета в рамках целевых
экологических программ.
Финансовые средства, поступающие на реализацию мероприятий
проекта, распределяются с учетом рекомендаций Координационного
общественного совета по вопросам экологического образования,
просвещения и пропаганды. Автономная некоммерческая организация
"ЦЭОПП" будет ежегодно отчитываться о своей деятельности, включая
направления и объемы расходования бюджетных средств, перед
Координационным общественным советом по вопросам экологического
образования, просвещения и пропаганды.
9. Информационное обеспечение проекта
С целью информационного обеспечения проекта планируются
создание собственного сайта ЦЭОПП в сети Интернет, использование
ресурсов уже существующих сайтов Департамента природопользования и
охраны окружающей среды города Москвы, Всероссийского общества
охраны природы и других заинтересованных партнеров.
Информационная поддержка обеспечивается со стороны Департамента
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
Департамента образования города Москвы, московских периодических
изданий городского и окружного уровня, местных средств информации
ГАО ВВЦ (при условии размещения демонстрационной площадки ЦЭОПП на
территории ВВЦ).
|