УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2004 г. N 21-09/07173
Вопрос: Религиозная организация со средней численностью
работников 95 человек имеет единственный источник средств для
осуществления своей деятельности - пожертвования, которые
составляют около 20 млн. руб. в год. Может ли такая организация
перейти на упрощенную систему налогообложения?
Что является объектом налогообложения (доходом) в данном случае
при переходе на упрощенную систему налогообложения?
Ответ:
В соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской
Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими
организациями, могут создаваться в форме потребительских
кооперативов, общественных или религиозных организаций
(объединений), финансируемых собственником учреждений,
благотворительных и иных фондов, а также в других формах,
предусмотренных законом.
Статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) установлены определенные ограничения в применении
упрощенной системы налогообложения. В частности, организация не
имеет права перейти на упрощенную систему налогообложения, если по
итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает
заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход
от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса,
превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
Вместе с тем отсутствие в указанном выше периоде у
налогоплательщика доходов от реализации не может служить
основанием для отказа в применении упрощенной системы
налогообложения.
При соблюдении также всех других ограничений, установленных ст.
346.12 Кодекса, организации, включая некоммерческие, к которым
относятся и религиозные организации, имеют право применять
упрощенную систему налогообложения.
Одновременно при применении подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса
необходимо исходить из того, что если при учреждении (создании)
некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций,
доля учредителей (участников, собственников), являющихся
юридическими лицами, будет составлять более 25%, то такие
некоммерческие организации не вправе применять упрощенную систему
налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса организации при
определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации
имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.
249 Кодекса;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.
250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения организациями не
учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой
базы не учитываются целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к
которым, в частности, относятся пожертвования, признаваемые
таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации. Такие целевые поступления не учитываются при
определении объекта налогообложения по единому налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения.
Вместе с тем п. 14 ст. 250 Кодекса установлено, что
внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в
частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению
имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые
получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в
виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых
поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных
средств.
Исходя из изложенного при использовании религиозной
организацией названных выше целевых поступлений по целевому
назначению и при отсутствии у нее других доходов, учитываемых при
исчислении единого налога, объекта налогообложения по единому
налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, не возникает.
В то же время указанные целевые поступления, использованные
религиозной организацией, применяющей упрощенную систему
налогообложения, не по целевому назначению, учитываются при
исчислении единого налога.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина
|