Вопрос: Инспекцией проведена выездная налоговая проверка
организации. В ходе выездной налоговой проверки инспекцией
установлены факты несвоевременного перечисления организацией в
бюджет налога на доходы физических лиц, вследствие чего
организации на сумму недоимки начислены пени.
Указанное нарушение произошло в результате перечисления
организацией суммы налога на КБК N 1010201 (налог на доходы
физических лиц, полученные в виде дивидендов от долевого участия в
деятельности организаций) вместо КБК N 1010202 (налог на доходы
физических лиц, кроме доходов, получаемых в виде дивидендов,
выигрышей на лотерее, выигрышей и призов в целях рекламы, разницы
страховой выплаты по договорам добровольного страхования,
материальной выгоды по заемным средствам и процентным доходам по
вкладам в банках, доходов, получаемых физическими лицами, не
являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица). По результатам проверки инспекцией
начислены пени.
Правомерны ли действия инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2004 г. N 11-11н/08084
Учет доходов бюджетов различных уровней осуществляется по видам
налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с
кодами классификации доходов бюджетов Российской Федерации
бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса Российской
Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является
группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации, а также источников финансирования
дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения
бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Уплата налогов и сборов налогоплательщиками осуществляется
расчетными документами по каждому объекту налогообложения с
указанием конкретного кода бюджетной классификации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Правил указания информации,
идентифицирующей платеж, в расчетный документах на перечисление
налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации,
утвержденных совместным приказом МНС России, ГТК России, Минфина
России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н, оформление одного
расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору)
согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
В поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации
(КБК) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской
Федерации.
Таким образом, основным требованием при уплате налога (сбора)
является обеспечение поступления денежных средств строго по
назначению, которое достигается при правильном межбюджетном
распределении органами федерального казначейства на основании
расчетных документов по каждому объекту налогообложения с
указанием КБК и конкретного кода ОКАТО муниципального образования.
Таким образом, налог на доходы физических лиц, кроме доходов,
получаемых в виде дивидендов, выигрышей по лотерее, выигрышей и
призов в целях рекламы, разницы страховой выплаты по договорам
добровольного страхования, материальной выгоды по заемным
средствам и процентным доходам по вкладам в банках, доходов,
получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, и налог на доходы физических лиц, полученные в виде
дивидендов от долевого участия в деятельности организаций,
учитывается по различным кодам бюджетной классификации.
В связи с изложенным при перечислении суммы налога на доходы
физических лиц на КБК N 1010201 вместо КБК N 1010202, по КБК N
1010202 образовывается недоимка, то есть сумма налога, не
уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах
срок.
Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налоговые агенты, от которых или в результате
отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в
п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в
соответствии со ст. 224 Кодекса с учетом особенностей,
предусмотренных названной статьей, в порядке, предусмотренном п. 6
ст. 226 Кодекса.
Таким образом, организация не исполнила обязанность налогового
агента по перечислению налога на доходы физических лиц в
соответствующий бюджет.
В соответствии с положениями ст. 75 Кодекса пенями признается
денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или
налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся
сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к
уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер
обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со
следующего за установленным законодательством о налогах и сборах
дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора
или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, действия инспекции по начислению пеней на сумму
недоимки, образовавшейся вследствие перечисления организацией
суммы налога на доходы физических лиц на неверный код бюджетной
классификации, являются правомерными.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев
|