УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 24 марта 2004 г. N 26-12/20568
Вопрос: Возможно ли создание организацией, применяющей метод
начисления, резерва по сомнительным долгам в налоговом учете для
целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями ст.
266 Налогового кодекса Российской Федерации без образования
аналогичного фонда по правилам бухгалтерского учета?
Ответ:
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам, отчисления
в который уменьшают доходы организации в текущем отчетном
(налоговом) периоде для целей налогообложения прибыли,
регулируется ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс).
Согласно п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается
любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта
задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не
обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Из предыдущего абзаца следует, что долг считается сомнительным
не с момента его возникновения, а с момента окончания срока
погашения задолженности по договору.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по
результатам проведенной на последний день отчетного (налогового)
периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется
следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше
90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма
выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45
до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от
суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45
дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом для формирования резерва по результатам проведенной
инвентаризации принимается задолженность в том размере, в котором
она была отражена в бухгалтерском учете. Инвентаризация проводится
в порядке, установленном Методическими указаниями по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными
приказом Минфина России от 13.06.95 N 49.
Вместе с тем сумма создаваемого резерва не может превышать 10%
от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в
соответствии со ст. 249 Кодекса.
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав
внереализационных расходов (ст. 265 Кодекса) на последний день
отчетного (налогового) периода.
Вместе с тем следует учитывать, что изложенный выше порядок
формирования резерва по сомнительным долгам не применяется в
отношении расходов по формированию резервов по долгам,
образовавшимся в связи с невыплатой процентов.
Таким образом, если по итогам проведенной инвентаризации
дебиторской задолженности выявлены сомнительные долги,
налогоплательщик может сформировать резерв по сомнительным долгам
(если создание резерва предусмотрено учетной политикой
организации) в сумме, величина которой зависит от давности
возникновения задолженности, но не может превышать 10% от выручки,
определенной по правилам ст. 249 Кодекса. При этом Кодекс не
содержит ограничений в части формирования указанного резерва в
налоговом учете без обязательного формирования аналогичного
резерва в бухгалтерском учете.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|