ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 25 марта 2004 г. N 26-13/6431
Целевой программой развития таможенной службы Российской
Федерации на 2004-2008 гг. предусматривается проведение
мероприятий по изменению организационной структуры таможенных
органов, в т.ч. по их укрупнению и оптимизации размещения.
Управлением на протяжении ряда лет проводятся мероприятия,
направленные на сокращение количества таможенных постов (далее -
т/посты) и за счет этого укрупнение действующих. Проводится также
работа по приведению структур т/постов к типовым. Идет постоянный
процесс перемещения т/постов на новые места дислокации.
В результате проводимых мероприятий по реструктуризации
таможенных органов и оптимизации мест их расположения на первый
план выдвигаются вопросы, связанные с размещением т/постов.
В настоящий момент в структурах таможен Управления 205 т/постов
и 32 ОТОиТК.
Анализ мест размещения таможенных постов и ОТОиТК показывает,
что практически все т/посты и ОТОиТК таможен, расположенных в
Москве, за исключением т/поста СТО Автомобильный (ЦАТ), размещены
на площадях, предоставляемых на безвозмездной основе (98,8%). Из
38 т/постов и ОТОиТК, расположенных в Московской области, 8
т/постов размещаются на площадях, принадлежащих таможенным органам
(21,1%), и 30 на площадях, предоставляемых на безвозмездной
основе(78,9%).
В Западном регионе из 108 т/постов и ОТОиТК 32 размещаются на
площадях, принадлежащих таможенным органам (29,6%), 26 на
арендованных площадях (24%) и 50 на площадях, предоставляемых на
безвозмездной основе (46,4%). Следует отметить, что по сравнению с
2003 г. на 10% увеличилось количество т/постов, размещенных на
площадях, предоставляемых на безвозмездной основе.
Обеспокоенность вызывают:
- отсутствие в г. Москве (и частично в Московской области)
т/постов, размещенных на площадях, принадлежащих таможенным
органам;
- большая доля т/постов, размещенных на арендованных площадях в
Западном регионе;
- отказы отдельных администраций в предоставлении помещений в
безвозмездное пользование;
- большое количество перемещений т/постов на новые места
дислокации.
Размещение т/постов в г. Москве и Московской области на
площадях, предоставляемых на безвозмездной основе, имеет как
положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны,
практическое отсутствие затрат на их содержание при довольно
высокой оснащенности, с другой - ликвидация организации либо отзыв
лицензии (свидетельства) на учреждение СВХ приводит к отсутствию
места размещения т/поста и как следствие - необходимость в лучшем
случае его перемещения, а в отдельных случаях и сокращения.
Большая доля т/постов, размещенных на арендованных площадях в
Западном регионе, несет за собой высокие затраты на их содержание,
которые ежегодно прогрессируют.
Отказы отдельных администраций в предоставлении помещений в
безвозмездное пользование показывают на слабую работу
руководителей местных таможенных органов по доведению до
руководителей администраций роли таможенных органов как
федерального органа исполнительной власти на местах.
Перемещение т/постов на новые места дислокации, особенно в 2002-
2003 гг., привело к частичному уменьшению затрат на их содержание,
однако не всегда приводит к улучшению бытовых условий и условий
для нормального функционирования т/постов.
Основа концепции по оптимизации размещения таможенных органов -
это размещение т/постов в помещениях, владельцами которых являются
таможенные органы. Данная концепция нашла свое отражение и в
решении Коллегии ГТК России от 21.07.2003.
При реализации концепции для размещения т/постов, на наш
взгляд, необходимо учитывать:
1. Территориальное расположение т/поста с имеющимися
грузопотоками, уровнем внешнеэкономической деятельности в регионе,
наличие удобных подъездных путей, возможности расположения т/поста
в промышленно-экономических зонах населенного пункта.
2. Наличие комплекса зданий и сооружений, включающих в себя:
- административное здание;
- помещение склада;
- бытовые и хозяйственные помещения;
- территорию для стоянки автотранспортных средств с товарами.
3. Наличие каналов связи.
4. Определенное количество штатной численности, необходимое для
обеспечения эксплуатации, обслуживания и охраны мест размещения
т/постов.
Выбор мест расположения т/постов может осуществляться как путем
приобретения имеющихся комплексов зданий, так и путем
строительства (по типовым проектам), которому должно
предшествовать экономическое обоснование исходя из минимизации
вложения денежных средств.
Для проведения мероприятий по реализации концепции Управлением
разрабатывается план развития таможенных органов Управления,
включающий в себя, в том числе решение задач, связанных с
проведением мероприятий по переводу на безвозмездное пользование
предоставляемых помещений для размещения т/постов (решение вопроса
с организациями, предоставляющими помещения, обращение к главам
администраций о выделении помещений); с поэтапным приобретением
или строительством комплекса зданий (сооружений) для размещения
т/постов, рассмотрением вопросов о целесообразности нахождения
т/постов в отдельных регионах.
В целях составления вышеуказанного плана Управления просим
провести предварительные мероприятия (аналитическая,
изыскательская работа, расчет затрат на приобретение помещений и
земельных участков либо строительство комплексов по типовым
проектам и др.) и до 20.04.2004 направить в СОТК Управления
предложения о возможных путях решения задач, указанных в Целевой
программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-
2008 гг., в части перевода т/постов на площади, владельцами
которых являлись бы таможенные органы, по следующим направлениям:
1. Необходимые мероприятия и предположительные сроки их
проведения.
2. Вероятные капиталовложения.
3. Имеющаяся и необходимая штатная численность для обеспечения
эксплуатации, обслуживания и охраны мест размещения т/постов.
Первый заместитель
начальника Управления -
начальник службы организации
таможенного контроля
генерал-майор таможенной службы
Р.С. Мухутдинов
|