Вопрос: Организация является официальным дилером компании,
занимающейся производством (сборкой из иностранных запчастей) и
оптовой продажей автомобилей иностранной марки посредством
дилерской сети на территории РФ. Как организация-дилер должна
учитывать в целях исчисления налога на прибыль затраты на
приобретение, использование и реализацию автомобилей, в том числе
автомобилей данной иностранной марки, закупаемых для использования
в качестве тест-драйв, в том числе затраты на регистрацию в
органах ГИБДД, страхование, технический осмотр?
Можно ли при этом отразить в качестве расходов на рекламу
затраты на приобретение и размещение на этих автомобилях наклеек с
их названиями, а также названием и номером телефона организации-
дилера?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 мая 2004 г. N 26-12/33216
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к
прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией,
относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или)
реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака
обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом
положений, установленных пунктом 4 данной статьи.
Пунктом 4 статьи 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам
организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и
телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая
изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и
демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично
потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом указанные расходы учитываются для целей
налогообложения прибыли в фактическом размере (ненормируемые
расходы). Их перечень расширению не подлежит.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление)
призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время
проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные
виды рекламы, не перечисленные выше, осуществленные в течение
отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения
признаются в размере, не превышающем 1% от выручки.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О
рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ) рекламой признается
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация
о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях
(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим
физическому или юридическому лицам, товарам, идеям, начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В соответствии со статьей 14 данного Закона распространение
рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях
может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло,
иных технических средств стабильного территориального размещения
(наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3
указанной статьи.
На основании статьи 15 Закона N 108-ФЗ реклама на транспортных
средствах не подпадает под определение наружной рекламы.
Таким образом, расходы организации-дилера на приобретение и
размещение на автомобилях рекламной информации с их названиями, а
также названием и номером телефона организации-дилера включаются в
состав прочих расходов в размере, не превышающем 1% выручки от
реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемыми
признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и
иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у
налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения
дохода и стоимость которых погашается путем начисления
амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со
сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 10000 руб.
Первоначальной стоимостью основного средства признается сумма
расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство
получено безвозмездно, - сумма, в которую оценено такое имущество
в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ), сооружение,
изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно
пригодно для использования, за исключением сумм налогов,
подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в
соответствии с НК РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 257 НК РФ.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации,
технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих
объектов и по иным аналогичным основаниям.
Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль затраты
организации-дилера, являющейся как рекламодателем, так и
рекламораспространителем, на обязательную регистрацию в органах
Государственной инспекции безопасности дорожного движения и
техосмотр автомобилей, в том числе иномарок, закупаемых для
использования в качестве тест-драйв, необходимы для создания
(ввода в эксплуатацию) объекта основных средств - одновременно
рекламного образца и рекламоносителя и формируют его
первоначальную стоимость.
Затраты на приобретение, использование и реализацию указанных
автомобилей отражаются как расходы на приобретение, использование
и реализацию амортизируемого основного средства.
При этом амортизационные отчисления по автомобилям, являющимся
носителями рекламной информации, учитываются как нормируемые
расходы на рекламу.
Согласно пункту 2 статьи 263 НК РФ расходы в виде страховых
взносов по договорам обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств учитываются в
составе расходов для целей налогообложения прибыли с даты введения
в действие Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств" при условии, что страховая организация имеет
лицензию на осуществление данной деятельности.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|