УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 19 мая 2004 г. N 27-08/34040
О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по г. Москве направляет для использования в работе
разъяснения МНС России по вопросу, касающемуся расходов
арбитражного управляющего.
Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) и статьей
20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что
арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним
управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено
арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве
индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями
и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и
кредиторов. При этом арбитражные управляющие действуют на
основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой
государственным органом Российской Федерации по делам о
банкротстве и финансовому оздоровлению.
Арбитражный управляющий утверждается арбитражным управляющим
судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных
установленных названными Федеральными законами полномочий.
В соответствии со статьями 20, 22 Закона N 6-ФЗ и статьями 26 и
59 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право получать
вознаграждение за осуществление своих полномочий, а также
привлекать для осуществления на договорной основе иных лиц с
оплатой их деятельности из средств должника в размере,
определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом
арбитражным судом. С даты вступления в силу Закона N 127-ФЗ
вознаграждение арбитражного управляющего должно составлять не
менее чем десять тысяч рублей.
Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает
выполнение определенных возложенных на него функций по
производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с
получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном
размере.
В соответствии со статьями 22, 54 Закона N 6-ФЗ и пунктом 1
статьи 59 Закона N 127-ФЗ расходы на выплату вознаграждения
арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых
арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей
деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за
счет этого имущества вне очереди.
Кроме того, пунктом 3 статьи 59 Закона N 127-ФЗ предусмотрено,
что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для
погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи,
заявитель, обратившийся в арбитражный суд с заявлением кредитора,
обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет
имущества должника.
Законом N 6-ФЗ порядок возмещения расходов арбитражного
управляющего при отсутствии денежных средств у должника не
урегулирован.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные арбитражными
управляющими, производится в соответствии с положениями главы 23
"Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Согласно статье 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в
пункте 1 статьи 227 Кодекса, в частности физические лица,
зарегистрированные в установленном действующим законодательством
порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют
право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме
фактически произведенных ими и документально подтвержденных
расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При
этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется
налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку
определения расходов для целей налогообложения, установленному
главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные
предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и
хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством
финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации
по налогам и сборам. Учет доходов и расходов и хозяйственных
операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в
соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных
операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок
учета), утвержденным совместным приказом Министерства финансов
Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован
Минюстом России 29.08.2002, N 3756).
Конкурсное производство открывается на основании принятого
арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
С даты утверждения конкурсного управляющего в соответствии со
статьей 101 Закона N 6-ФЗ и статьей 129 Закона N 127-ФЗ он
осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов
управления должника.
Кроме того, статьей 106 Закона N 6-ФЗ и статьей 134 Закона N
127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований
кредиторов. Установлено также, что вне очереди за счет конкурсной
массы покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой
вознаграждения арбитражным управляющим; задолженность по
заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом
заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда
работников должника; иные связанные с проведением конкурсного
производства расходы.
Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся
на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе
конкурсного производства.
Пунктом 3 статьи 105 Закона N 6-ФЗ было установлено, что с
основного счета должника оплачиваются следующие расходы:
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному
управляющему;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
- расходы, связанные с публикацией сообщения о признании
должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства, а также с уведомлением
кредиторов должника;
- иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного
производства.
Статьей 25 Закона N 6-ФЗ определено, что проведение
государственной политики по предупреждению банкротств, а также
обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии
с этим Законом осуществляет государственный орган по делам о
банкротстве и финансовому оздоровлению, которым являлась
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и
банкротству (ФСФО). Следовательно, именно на этот государственный
орган возлагалась обязанность по созданию организационных,
экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур
банкротства, в том числе в случае отсутствия денежных средств у
должника, а также по обеспечению реализации процедуры банкротства
отсутствующего должника.
Исходя из того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает
выполнение возложенных на него функций по производству, управлению
и осуществлению процедуры банкротства с получением за это
вознаграждения, расходы по оплате вознаграждения относятся на
себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты,
связанные с управлением производства, а у конкурсного управляющего
вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы.
Основание: письмо МНС России от 07.05.2004 N 04-3-01/265.
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
А.А. Глинкин
|