Вопрос: Вправе ли организация учитывать в целях налогообложения
прибыли расходы на доплату по больничным листам до фактической
заработной платы сотрудника в зависимости от его непрерывного
трудового стажа, осуществляемую в соответствии с локальным
нормативным актом организации (политикой)?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 25 мая 2004 г. N 26-12/35087
Начиная с 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на
прибыль организаций осуществляется на основании положений главы 25
"Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации в редакции соответствующих изменений и
дополнений.
В силу статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ), в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), понесенные для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно абзацу первому статьи 255 НК РФ в состав расходов
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления
работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с
режимом работы или условиями труда, премии и единовременные
поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих
работников, предусмотренные нормами законодательства Российской
Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
В частности, к расходам на оплату труда для целей
налогообложения прибыли по пункту 15 указанной статьи относятся
расходы на доплату до фактического заработка в случае временной
утраты трудоспособности, установленную законодательством
Российской Федерации.
Следовательно, расходы на доплату до фактического заработка в
случае временной утраты трудоспособности учитываются по пункту 15
статьи 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда, уменьшающих
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только тогда, когда
специальными актами законодательства Российской Федерации
предусмотрена обязанность работодателя в конкретных случаях
производить указанную доплату, то есть доплачивать определенной
категории работников при соблюдении установленных требований
разницу между размером пособия по государственному социальному
страхованию и фактическим заработком.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской
Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности
работодатель выплачивает работнику пособие по временной
нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры
пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты
устанавливаются федеральным законом.
Согласно статье 423 ТК РФ изданные до введения в действие ТК РФ
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и применяемые на территории
Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам,
которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только
федеральными законами, действуют впредь до введения в действие
соответствующих федеральных законов.
В настоящее время порядок назначения, исчисления и выплаты
пособий по государственному социальному страхованию по временной
нетрудоспособности регулируется Основными условиями обеспечения
пособиями по государственному социальному страхованию,
утвержденными постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 в
редакции последних изменений и дополнений от 14.08.91 (далее -
Основные условия), и Положением о порядке обеспечения пособиями по
государственному социальному страхованию, утвержденным
постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 в редакции от
15.04.92 (далее - Положение).
В соответствии с Положением пособия по государственному
социальному страхованию по временной нетрудоспособности
выплачиваются за счет средств государственного социального
страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений,
организаций, колхозов и других кооперативов (пп. 1, 6 Положения).
На основании статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-
ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2002 г.", действие которого продлено на 2004 год в соответствии
со статьей 7 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете
Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 г.",
размер пособий по временной нетрудоспособности за полный
календарный месяц не может превышать 11700 рублей.
При этом в перечисленных выше нормативных правовых актах не
устанавливается обязанность работодателей по выплате за счет
собственных средств сверх установленных ограничений специальных
доплат до фактического заработка в случае временной утраты
трудоспособности в зависимости от трудового стажа и условий труда.
Учитывая вышеизложенное, осуществленные в соответствии с
локальным нормативным актом организации (политикой) расходы на
доплату по больничным листам до заработной платы в зависимости от
непрерывного трудового стажа сотрудника не относятся к расходам на
доплату до фактического заработка, предусмотренным пунктом 15
статьи 255 НК РФ, поскольку не установлены законодательством
Российской Федерации, в связи с чем данные расходы не могут
учитываться в составе уменьшающих налоговую базу по налогу на
прибыль расходов на оплату труда.
Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
А.А. Глинкин
|