ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПРЕФЕКТ ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
ГОРОДА МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 июля 2004 г. N 1602
О КОНЦЕПЦИИ "ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В ЮВАО К 2010 ГОДУ"
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Программой
ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году, утвержденной
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
19.08.2002 N 270, распоряжением Правительства Москвы от 28.08.2003
N 1545-РП "О концепции "Ликвидация кори в г. Москве к 2010 году",
в целях консолидации усилий всех заинтересованных ведомств и
организаций:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию "Ликвидация кори в ЮВАО к 2010 году" (приложение
N 1).
1.2. Положение о Межведомственном координационном совете при
префектуре Юго-Восточного административного округа по реализации
концепции "Ликвидация кори в ЮВАО к 2010 году" (приложение N 2).
1.3. Состав Межведомственного координационного совета при
префектуре Юго-Восточного административного округа (приложение N
3).
2. Поручить Управлению здравоохранения ЮВАО, Центру
госсанэпиднадзора в ЮВАО организацию и проведение мероприятий по
реализации концепции "Ликвидация кори в ЮВАО к 2010 году".
3. Главам управ районов оказывать всестороннюю помощь
учреждениям здравоохранения и Госсанэпидслужбы в организации и
проведении мероприятий по реализации концепции "Ликвидация кори в
ЮВАО к 2010 году".
4. Юго-Восточному окружному управлению образования, Управлению
социальной защиты населения ЮВАО принять участие в реализации
мероприятий концепции "Ликвидация кори в ЮВАО к 2010 году".
5. Заместителю префекта С.А. Шеденкову, главам управ районов
оказывать содействие Управлению здравоохранения ЮВАО и Центру
госсанэпиднадзора в ЮВАО в информировании населения округа о
профилактике кори.
6. Межведомственному координационному совету округа при
префектуре Юго-Восточного административного округа ежегодно
информировать префекта о ходе реализации концепции "Ликвидация
кори в ЮВАО к 2010 году".
7. Контроль выполнения настоящего распоряжения возложить на
заместителя префекта А.В. Быкова.
Префект
В.Б. Зотов
Приложение N 1
к распоряжению
префекта ЮВАО г. Москвы
от 7 июля 2004 г. N 1602
КОНЦЕПЦИЯ
"ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В ЮВАО К 2010 ГОДУ"
Разработчики: Центр госсанэпиднадзора в ЮВАО, Управление
здравоохранения ЮВАО.
Сроки реализации: 2003-2010 гг.
Цель: ликвидация кори в ЮВАО к 2010 году.
Корь является третьей после оспы и полиомиелита инфекцией, к
ликвидации которой приступило мировое сообщество.
Европейским региональным комитетом Всемирной организации
здравоохранения на 48 сессии в 1998 г. в рамках программы
"Здоровье XXI" была поставлена глобальная задача элиминации кори в
каждой стране.
Возможность элиминации кори базируется на следующих научных
предпосылках:
- во всем мире циркулирует единый антигенный вариант вируса
кори;
- после заболевания корью остается стойкий, практически
пожизненный иммунитет;
- вирус кори не имеет других экологических и биолетических
хозяев, кроме человека;
- отсутствует носительство возбудителя кори;
- вирус кори характеризуется определенной "пластинностью", что
позволяет создать высокоиммуногенную вакцину.
Специфическая профилактика кори в России, в т.ч. и г. Москве,
осуществляемая более 30 лет, а также проведение
эпидемиологического надзора за инфекцией привели к сезонному
снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с
довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности
и летальности.
Важнейшими условиями для решения поставленной задачи является
достижение не менее 95% охвата профилактическими прививками детей
и подростков, а также строгий учет заболеваемости, контроль
качества диагностики и иммунизации населения.
В округе в течение последних 6 лет отмечается четкая тенденция
снижения заболеваемости. В 2002 г. был зарегистрирован самый
низкий показатель заболеваемости корью за весь период массовой
иммунизации. Вместе с тем до настоящего времени не проводится
лабораторное подтверждение каждого случая заболеваемости.
В округе достигнут и превышен рекомендуемый показатель охвата
детей профилактическими прививками, который составил 96,2%. Однако
в отдельных лечебно-профилактических учреждениях охват прививками
против кори детей и подростков остается ниже контрольного уровня -
95%.
Учитывая актуальность проблемы и требования ВОЗ, необходимо
создание концепции ликвидации кори в ЮВАО.
Мероприятия, предусмотренные концепцией "Ликвидация кори в ЮВАО
к 2010 году", планируется осуществить в три этапа:
- первый этап (2002-2004 гг.) - достижение повсеместной
стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом
уровне;
- второй этап (2005-2007 гг.) - создание условий для
предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения
коревой инфекции в г. Москве;
- третий этап (2008-2010 гг.) - сертификация ЮВАО как
территории, свободной от кори.
I. Основная цель и задачи реализации Концепции
1.1. Основной целью Концепции является ликвидация кори в ЮВАО.
1.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
1.2.1. Достижение высокого (не менее 95%) уровня охвата
профилактическими прививками против кори детей во всех лечебно-
профилактических учреждениях округа.
1.2.2. Осуществление реализации многократных привитых и не
болевших корью школьников 9-11 классов, учащихся ПТУ, колледжей,
техникумов, студентов 1-2 курсов вузов.
1.2.3. Обеспечение лабораторного обследования всех больных с
диагнозом "корь" и с подозрением на эту инфекцию в целях
подтверждения диагноза.
1.2.4. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за
корью.
1.2.5. Обеспечение условий транспортировки и хранения живой
коревой вакцины и диагностических препаратов в режиме "холодовой
цепи".
1.2.6. Повышение квалификации и информационное обеспечение
медицинских работников по вопросам клиники, диагностики,
эпидемиологии и профилактики кори.
1.2.7. Развитие информационно-пропагандистской системы для
населения по вопросам профилактики кори.
Решение поставленных задач и достижение указанной цели -
ликвидация кори требуют консолидации усилий всех заинтересованных
ведомств и организаций.
II. Достижение высокого (не менее 95%) уровня охвата
детей и подростков профилактическими прививками против
кори во всех лечебно-профилактических
учреждениях г. Москвы
2.1. Ликвидация заболеваемости корью может быть достигнута
только при условии создания надежного коллективного иммунитета у
населения против этой инфекции.
2.2. Для выполнения этой задачи необходимо:
2.2.1. Проведение плановой (рутинной) иммунизации детей и
подростков против кори в рамках национального и регионального
календаря профилактических прививок.
2.2.2. Совмещение прививок против кори с другими прививками
календаря прививок.
2.2.3. Внедрение в практику здравоохранения прививочного
сертификата.
2.2.4. Проведение прививок в очагах кори детям, подросткам и
взрослым в возрасте до 35 лет, не болевшим корью, непривитым или
имеющим только одну прививку.
2.2.5. Проведение ревакцинирующих прививок учащимся 9-10
классов школ, ПТУ, техникумов, колледжей и студентам 1-2 курсов
вузов, не болевшим корью и не получившим ранее второй дозы коревой
вакцины.
2.2.6. Сокращение необоснованных медицинских отводов от
прививки против кори, подготовка и иммунизация детей из групп
риска в Городском консультативно-диагностическом центре по
специфической иммунопрофилактике и его филиалах.
2.2.7. Проведение ежегодного расчета потребности лечебно-
профилактических учреждений города в живой коревой вакцине.
2.2.8. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений округа
живой коревой вакциной, приобретенной за счет средств федерального
и местного бюджетов.
2.2.9. Совершенствование системы учета и отчетности о
профилактических прививках населения города.
III. Обеспечение лабораторного обследования
всех больных с диагнозом "корь" и подозрением на эту
инфекцию в целях подтверждения диагноза
Одной из важнейших задач программы ликвидации кори является
лабораторное подтверждение диагноза. В большинстве случаев корь
сохраняет классическую картину заболевания. Однако в связи с
увеличением в общей структуре заболевших доли подростков и
взрослых, у которых нередко корь протекает атипично, возрастает
значение дифференциальной диагностики кори и других заболеваний.
Для выполнения этой задачи необходимо:
3.1. Внедрение в практику здравоохранения определения
"стандартного случая заболевания корью".
3.2. Обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и
подозрительных на это заболевание.
3.3. Проведение серологических исследований для подтверждения
каждого случая кори.
3.4. Определение перечня лабораторий, занимающихся проведением
подтверждающих тестов.
3.5. Определение потребности в диагностических препаратах для
проведения серологических исследований на корь.
IV. Совершенствование системы
эпидемиологического надзора за корью
Для достижения поставленной цели необходим эффективный
эпидемиологический надзор за корью, на основании которого
разрабатываются и принимаются решения о проведении мероприятий по
предупреждению распространения инфекции и ее элиминации.
Программой предусматривается:
4.1. Проведение многофакторного эпидемиологического анализа
заболеваемости корью в разрезе поликлиник, возрастных групп с
учетом периодичности и сезонности, характерных для этой инфекции.
4.2. Анализ клинических проявлений кори (учет различных форм и
тяжести течения заболеваний, частота возникновения осложнений).
4.3. Оценка эффективности профилактических и
противоэпидемических мероприятий.
4.4. Анализ очаговости кори и пораженности этой инфекцией
организованных коллективов с прогнозированием развития
эпидемиологической ситуации.
4.5. Проведение выборочных серологических обследований в целях
оценки коллективного иммунитета к кори и принятия оперативных
решений по его коррекции.
4.6. Планирование целенаправленных дополнительных
профилактических мероприятий.
V. Обеспечение условий транспортировки и хранения
живой коревой вакцины и диагностических препаратов
в режиме "холодовой цепи"
Создание необходимых температурных условий при транспортировке
и хранении живой коревой вакцины является одним из основных
требований, обеспечивающих эффективность иммунизации.
Для этого необходимо:
5.1. Обеспечить контроль выполнения Санитарных правил 3.3.2.028-
95 "Условия хранения и транспортировки медицинских
иммунобиологических препаратов" на всех этапах - от предприятия-
производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-
профилактических учреждений.
5.2. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений и Центра
госсанэпиднадзора в ЮВАО холодильным оборудованием в достаточном
количестве.
5.3. Осуществлять обучение медицинского персонала лечебно-
профилактических учреждений по проблеме "холодовой цепи" с
принятием зачетов.
VI. Повышение квалификации, информационное обеспечение
медицинских работников по вопросам клиники, диагностики,
эпидемиологии и профилактики кори
Для эффективной реализации комплекса организованных, лечебно-
профилактических и противоэпидемических мероприятий необходима
система постоянного обучения врачей (педиатров, инфекционистов,
эпидемиологов, вирусологов, иммунологов), средних медицинских
работников всех уровней по вопросам клиники, диагностики и
профилактики кори.
Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и
проведения эпидемиологического надзора, стратегии и тактики
вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и
санитарного просвещения населения.
Программой предусматривается:
6.1. Внедрение системы тестового контроля знаний врачей и
средних медицинских работников по вопросам клиники, диагностики,
эпидемиологии и профилактики кори.
6.2. Организация и проведение совещаний для специалистов
Госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам клиники,
диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.
6.3. Участие специалистов практических учреждений
здравоохранения и Госсанэпидслужбы в конференциях, совещаниях по
проблемам ликвидации кори.
6.4. Подготовка публикаций в медицинских изданиях по вопросам
эпиднадзора за корью и вакцинопрофилактики.
VII. Развитие информационно-пропагандистской системы
для населения по вопросам профилактики кори
Необходима широкая. постоянно действующая система
информирования населения об опасности заболевания корью, о
возможных смертельных исходах от осложнений, о "повзрослении"
кори, об эффективности профилактических прививок.
Программой предусматривается:
7.1. Подготовка и издание массовым тиражом различных санитарно-
просветительных материалов по вопросам профилактики кори
(плакатов, буклетов, памяток, листовок).
7.2. Подготовка и организация трансляций по телевидению и
радиовещанию тематических программ, интервью специалистов по
вопросам профилактики кори.
7.3. Публикации в средствах массовой информации статей и
интервью ведущих ученых, практических работников здравоохранения и
Госсанэпидслужбы на тему ликвидации кори в округе.
7.4. Подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической
обстановки по кори, состояния вакцинопрофилактики, проводимых
противоэпидемических мероприятий.
VIII. Подготовка к сертификации ЮВАО
как территории, свободной от кори
Прежде чем прекратить иммунизацию против кори, необходимо
доказать отсутствие циркуляции вируса кори в каждой стране мира. С
этой целью на федеральном уровне создан экспертный совет по
сертификации Российской Федерации, который будет сертифицировать
субъекты Российской Федерации как территории, свободные от кори.
ЮВАО как территория, свободная от кори, будет сертифицирована
после представления соответствующей документации.
Концепцией предусматривается:
8.1. Подготовка стандартной документации для сертификации
ликвидации кори в ЮВАО.
8.2. Представление документации в экспертный совет по
сертификации Российской Федерации, свободной от кори, для
сертификации ликвидации кори в ЮВАО.
Приложение N 2
к распоряжению
префекта ЮВАО г. Москвы
от 7 июля 2004 г. N 1602
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ
ПРИ ЗАМЕСТИТЕЛЕ ПРЕФЕКТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
"ЛИКВИДАЦИЯ КОРИ В ЮВАО К 2010 ГОДУ"
1. Межведомственный координационный совет при префектуре Юго-
Восточного административного округа по реализации концепции
"Ликвидация кори в ЮВАО к 2010 году" (далее - Совет) является
постоянно действующим коллегиальным органом.
2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указаниями и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, Программой
ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году,
законами города Москвы, распоряжениями и постановлениями органов
исполнительной власти города Москвы, настоящим Положением.
3. Основными задачами Совета являются:
3.1. Рассмотрение хода реализации концепции "Ликвидация кори в
ЮВАО к 2010 году".
3.2. Координация действий органов исполнительной власти,
предприятий и учреждений по обеспечению эффективного выполнения
мероприятий, направленных на ликвидацию кори на территории ЮВАО.
4. Совет в соответствии с возложенными на него задачами:
4.1. Получает в установленном порядке для выполнения
возложенных на него функций проекты законодательных и нормативных
актов, справочные и информационные материалы.
4.2. Осуществляет комплексный анализ, прогнозирование тенденций
и научное планирование мероприятий, направленных на ликвидацию
кори на территории ЮВАО.
4.3. Обеспечивает своевременный обмен информацией, способствует
созданию единого межведомственного информационного пространства по
проблемам ликвидации кори на территории ЮВАО.
4.4. Обеспечивает взаимодействие с общественными организациями
по вопросам ликвидации кори на территории ЮВАО.
5. Персональный состав Совета утверждается распоряжением
префекта. В Совет входят его председатель, заместители, секретари
и члены Совета. Члены Совета участвуют в заседаниях Совета с
правом решающего голоса, возглавляют и участвуют в образуемых
Советом рабочих группах и комиссиях. Перечень рабочих групп и
комиссий и их руководители утверждаются председателем Совета.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета
осуществляется Управлением здравоохранения ЮВАО и Центром
госсанэпиднадзора в ЮВАО.
6. Председатель Совета:
6.1. Руководит деятельностью Совета.
6.2. Привлекает к работе специалистов из числа ведущих ученых,
органов исполнительной власти, средств массовой информации.
Приложение N 3
к распоряжению
префекта ЮВАО г. Москвы
от 7 июля 2004 г. N 1602
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
ПРИ ПРЕФЕКТУРЕ ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО
ОКРУГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ "ЛИКВИДАЦИЯ
КОРИ В ЮВАО К 2010 ГОДУ"
Председатель:
Быков - заместитель префекта
Александр Владимирович
Заместители председателя:
Комаров - главный государственный санитарный
Григорий Дмитриевич врач по ЮВАО
Кочеткова - начальник Управления здравоохранения
Галина Ярославовна ЮВАО
Секретарь:
Жукова - заведующий эпидемиологическим
Галина Александровна отделом ЦГСЭН в ЮВАО
Члены:
Пиньковская - заместитель главного
Зинаида Владимировна государственного санитарного врача
по ЮВАО
Прончик - заместитель начальника Управления
Ольга Юрьевна здравоохранения ЮВАО
Бондаренко - начальник Управления социального
Валентина Сергеевна развития префектуры
Порхунов - начальник Управления социальной
Юрий Викторович защиты населения ЮВАО
Полле - начальник Юго-Восточного окружного
Альберт Борисович управления образования
Буянкин - заместитель главы управы района
Сергей Николаевич Выхино-Жулебино
Смурыгова - заместитель главы управы района
Любовь Андреевна Капотня
Порхунов - заместитель главы управы района
Алексей Викторович Кузьминки
Куликов - заместитель главы управы района
Анатолий Анатольевич Лефортово
Ильченко - заместитель главы управы района
Михаил Иванович Люблино
Митрюк - заместитель главы управы района
Людмила Викторовна Марьино
Бахчиева - заместитель главы управы
Ольга Александровна Нижегородского района
Костина - начальник социального отдела
Тамара Михайловна района Некрасовка
Пособчук - заместитель главы управы района
Татьяна Анатольевна Печатники
Агеев - заместитель главы управы
Анатолий Викторович Рязанского района
Корчагина - заведующий социальным сектором
Оксана Сергеевна управы района Текстильщики
Сизарева - заместитель главы управы
Галина Ивановна Южнопортового района
|