МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2004 года
Дело N 3-327/2004
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-327/2004 по заявлению Б. об оспаривании постановления
Правительства Москвы от 16.12.2003 N 1035-ПП "Об изменении ставок
оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения",
установила:
Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления
Правительства Москвы от 16.12.2003 N 1035-ПП "Об изменении ставок
оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения" в части
установления данных ставок, ссылаясь на то, что указанные ставки
были изменены незаконно, без согласования с Московской городской
Думой. Оспариваемым постановлением на него незаконно возложена
обязанность по уплате жилищно-коммунальных услуг по незаконно
установленным ставкам.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представители Правительства Москвы (по доверенностям) Ш., К.,
С. просили отказать в удовлетворении требований заявителя, полагая
их необоснованными и незаконными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав
заключение прокурора Л., полагавшей в удовлетворении заявления
отказать, суд находит требования Б. необоснованными и не
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года
N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" в редакции Закона
города Москвы от 12.05.1999 N 23-52 ставки оплаты и нормативы
потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями,
находящимися в собственности города Москвы, уровень оплаты за
пользование жилыми помещениями в жилищном фонде города
утверждались Мэром г. Москвы по согласованию с Московской
городской Думой. Указанное правило сохранилось и в редакции
данного Закона от 10.07.2002 (часть 5 ст. 18).
Как установлено в судебном заседании, оспариваемый нормативный
акт принят Правительством г. Москвы и введен в действие без
согласования с Московской городской Думой.
В соответствии с Законом города Москвы от 3 декабря 2003 года N
73 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 марта 1998
года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции
Законов города Москвы от 12 мая 1999 года N 23-52, от 10 июля 2002
года N 40)" норма, обязывающая Правительство Москвы согласовывать
ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативы потребления
коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в
собственности города Москвы, а также размер платы за социальный
наем жилых помещений в жилищном фонде города с Московской
городской Думой, отменена, и статья 18 изложена в другой редакции.
Указанный Закон был опубликован в газете "Тверская, 13", N 147,
от 06.12.2003, вступил в силу согласно ст. 2 Закона через десять
дней после его официального опубликования, т.е. 16.12.2003.
Оспариваемое заявителем постановление было принято
Правительством Москвы 16.12.2003. Следовательно, согласование
изменения ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг с Московской
городской Думой не требовалось.
Измененные ставки, оспариваемым постановлением Правительства
Москвы, вводились с 01.01.2004.
В соответствии с абз. 3 ст. 15 Федерального закона "Об основах
федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., в редакции
от 6 мая 2003 г., оплата жилья в государственном и муниципальном
жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам,
проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм
собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые
устанавливаются, в частности, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Московская городская Дума является органом государственной
власти субъекта Российской Федерации и, исходя из смысла
приведенной федеральной нормы, вправе как предусмотреть в законе
необходимость согласования с ней утверждаемых Правительством г.
Москвы ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативов
потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями,
находящимися в собственности города Москвы, а также размер платы
за социальный наем жилых помещений в жилищном фонде города, так и
отменить эту обязанность.
Федеральное законодательство такую обязанность не
предусматривает.
Таким образом, доводы заявителя о том, что изменение ставок
оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения, введенное с
01.01.2004 оспариваемым постановлением Правительства Москвы, в
нарушение Закона города Москвы "Основы жилищной политики города
Москвы" не были согласованы с Московской городской Думой, являются
необоснованными.
Согласно части 1 статьи 18 Закона города Москвы "Основы
жилищной политики города Москвы" в действующей редакции город
Москва устанавливает стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в
соответствии с федеральными стандартами на оплату жилья и
коммунальных услуг, цены и тарифы, порядок и условия оплаты жилья
и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг.
Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем
жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых
помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза
в год одновременно с принятием закона о бюджете города Москвы на
очередной финансовый год в первом чтении.
Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение
финансового года без одновременного внесения изменений и
дополнений в закон о бюджете города Москвы на текущий финансовый
год.
Указанные положения полностью соответствуют абзацу 8 статьи 15
Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики",
согласно которому пересмотр или изменение цен на содержание,
ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные
услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не
чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об
утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. Не
допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового
года без одновременного внесения изменений и дополнений в
нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый
год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год.
Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2004 год" был
принят 17.12.2004, а в первом чтении соответственно еще ранее.
Следовательно, изменение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг
с 01.01.2004 произведено в соответствии с требованиями
вышеприведенной нормы одновременно с принятием закона о бюджете на
очередной финансовый 2004 г.
До настоящего времени в текущем 2004 году указанные ставки не
изменялись и не пересматривались.
Поскольку оспариваемое заявителем постановление принято в
соответствии с действующим законодательством, а доказательств
нарушения его прав указанным нормативным актом суду не
представлено, оснований для удовлетворения требований Б. не
имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК
РФ, судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявления Б. об оспаривании постановления
Правительства Москвы от 16.12.2003 N 1035-ПП "Об изменении ставок
оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|