УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 августа 2004 г. N 11-24/53549
Вопрос: По результатам проведения проверки налоговая инспекция
привлекла общество к административной ответственности по статье
14.5 КоАП РФ. Основанием для этого послужило неразборчивое
пробитие чека (на чеке не прочитывались все обязательные
реквизиты).
В постановлении по делу об административном правонарушении были
неверно указаны обстоятельства, установленные в ходе проверки.
Правомерны ли действия налоговой инспекции? Есть ли основания
для отмены вышестоящим органом постановления инспекции и
направления дела на новое рассмотрение?
Ответ:
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая
техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр,
применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 4 Положения по применению контрольно-
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ
от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), организация, осуществляющая
денежные расчеты с населением с применением ККТ, обязана выдавать
покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ,
напечатанный с помощью ККТ.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном
(подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
а) наименование организации;
б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;
в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
г) порядковый номер чека;
д) дата и время покупки (оказания услуги);
е) стоимость покупки (услуги);
ж) признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном
(подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и
другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с
учетом особенностей сфер их применения.
Согласно статье 4 Закона N 54-ФЗ ККТ должна быть исправна и
опломбирована в установленном порядке.
Если кассовый аппарат не печатает, печатает неразборчиво или не
полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4
Положения, то он считается неисправным (п. 8 Положения).
При возникновении неисправностей кассир, в частности, обязан
предпринять следующие действия: выключить кассовую машину, вызвать
с помощью установленной в кабине сигнализации представителя
администрации; совместно с представителем администрации определить
характер неисправности. В случае неясного печатания реквизитов на
чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты кассир совместно
с представителями администрации должен проверить оттиски чека на
контрольной ленте, подписать чек (если чек не вышел, вместо него
получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли
прописью, копейки цифрами), и после проверки отсутствия пропусков
нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. При
невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой
машины кассир совместно с представителем администрации оформляет
окончание работы на данной кассовой машине так же, как при
окончании смены, с отметкой в книге кассира-операциониста на
данную кассовую машину времени и причины окончания работы.
Администрация при невозможности устранения неисправности силами
кассира вызывает технического специалиста (механика, программиста,
специалиста по электронике, систем управления, связи), сделав
соответствующую запись в журнале вызова технического специалиста и
регистрации выполненных работ. Такой порядок предусмотрен пунктом
4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом
Минфина России от 30.08.93 N 104.
Таким образом, нарушение указанных выше требований пунктов 8 и
7 Положения является основанием для применения административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ за
осуществление денежных расчетов с населением без применения ККТ.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении
административного правонарушения составляется протокол, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1
статьи 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении, в частности,
указывается событие административного правонарушения, а также иные
сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 ст. 28.2 КоАП
РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении
по делу об административном правонарушении должны быть указаны в
том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как следует из запроса, в протоколе по делу об административном
правонарушении при указании события административного
правонарушения зафиксировано, что в ходе проверки магазина,
принадлежащего обществу, при контрольной покупке чек был
отпечатан, но необходимые реквизиты не прочитывались.
В акте проверки зафиксированы аналогичные обстоятельства. В то
же время в постановлении по делу об административном
правонарушении при указании обстоятельств, установленных при
рассмотрении дела, указано, что при контрольной покупке чек пробит
(отпечатан) не был.
Таким образом, в постановлении по делу об административном
правонарушении неверно указаны обстоятельства, установленные при
рассмотрении дела, что является существенным нарушением
процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и
объективно рассмотреть дело.
Следовательно, в соответствии со статьей 30.6 и пунктом 4 части
1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном
правонарушении о привлечении общества к административной
ответственности, вынесенное руководителем налоговой инспекции,
подлежит отмене, а дело направляется на новое рассмотрение.
И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|