УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 августа 2004 г. N 26-12/53771
Вопрос: Организация издает и распространяет адресно-телефонные
справочники. Реклама составляет не более 40% содержания
справочников. Согласно договору на размещение рекламы в издании
организация вправе выбирать способ распространения, а также
количество бесплатно распространяемых экземпляров. Можно ли
включить в состав расходов организации для целей налогообложения
прибыли затраты в виде стоимости части тиража справочников,
распространяемых бесплатно?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к
прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией,
относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых
(приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг),
товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках
и ярмарках. При этом необходимо учитывать положения пункта 4
указанной статьи. В нем приведен закрытый перечень расходов на
рекламу, которые в целях исчисления налога на прибыль признаются в
размере фактических затрат.
Остальные расходы на рекламу признаются для целей
налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от
реализации, которая определяется в соответствии со статьей 249 НК
РФ.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Об этом
сказано в пункте 1 статьи 11 НК РФ.
Рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью
любых средств информация о физическом или юридическом лице,
товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая
предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать
или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров,
идей и начинаний. Это определено статьей 2 Федерального закона от
18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе".
Следует иметь в виду, что согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ
при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в
виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг,
имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
В рассматриваемом случае таким имуществом являются бесплатно
распространяемые справочники. У организаций - производителей
изданий расходы на изготовление и бесплатное распространение части
тиража не являются расходами, направленными на осуществление
деятельности по получению дохода. Следовательно, указанные затраты
не отвечают требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
В договоре на размещение рекламы в справочнике условие
распространения и количество бесплатно распространяемых
экземпляров издания не оговариваются заказчиком. В результате
выполненные работы (оказанные услуги), связанные с бесплатной
раздачей справочника, не будут подтверждены документально (актом
приемки-передачи выполненных работ или оказанных услуг).
Таким образом, расходы в виде стоимости части тиража
справочников, распространяемых по решению организации-изготовителя
бесплатно, не относятся к рекламным расходам и не учитываются для
целей налогообложения прибыли.
Обратите внимание: в рамках рекламной кампании самой
организации-производителя может быть предусмотрено, что для
ознакомления потенциальных покупателей с выпускаемыми изданиями, а
также в целях их продвижения на новые рынки сбыта потенциальным
покупателям они будут вручаться бесплатно. В таком случае расходы
организации, связанные с производством изданий, можно
рассматривать как расходы на рекламу.
Указанные расходы для целей налогообложения прибыли следует
учитывать в размере, не превышающем 1% выручки от реализации,
которая определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Основание: письмо МНС России от 09.04.2003 N 02-2-07/51-М900 и
письмо МНС России от 24.03.2004 N 02-3-07/41@.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|