МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2004 года
Дело N 3-423/2004
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-423/2004 по заявлению Московской коллегии адвокатов "Защита" о
признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению пункта 2 в части слов "с
1 января 2004 года - для перерасчета арендной платы по действующим
договорам аренды" постановления Правительства Москвы от 14.10.2003
N 861-ПП "Об утверждении Методики расчета арендной платы за
пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности
города Москвы",
установила:
Московская коллегия адвокатов "Защита" обратилась в Московский
городской суд с заявлением о признании противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению
постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП "Об
утверждении Методики расчета арендной платы за пользование
объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города
Москвы", указывая, что введение измененных ставок арендной платы с
01.01.2004 нарушает их права и противоречит ч. 3 ст. 614 ГК РФ.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству
заявителем в порядке ст. 39 ГПК РФ был уточнен предмет требований,
а именно заявитель просил признать противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 2
в части слов "с 1 января 2004 года - для перерасчета арендной
платы по действующим договорам аренды" постановления Правительства
Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП "Об утверждении Методики расчета
арендной платы за пользование объектами нежилого фонда,
находящимися в собственности города Москвы".
В судебное заседание представители МКА "Защита" А. и М.
явились, требования поддержали и пояснили, что размер арендной
платы может изменяться не чаще одного раза в год. Постановлением
Правительства Москвы от 25.03.2003 N 193-ПП были введены новые
ставки арендной платы. Считают, что принятие новых ставок
произошло с момента введения в действие постановления N 193-ПП,
т.е. 25.03.2003, следовательно, установление ставок постановлением
Правительства Москвы N 861-ПП от 14.10.2003 с 01.01.2004 в новом
размере противоречит ч. 3 ст. 614 ГПК РФ.
Представитель Правительства Москвы М. возражал против
удовлетворения требований МКА "Защита" и пояснил, что
постановлением Правительства Москвы N 193-ПП от 25.03.2003
вводились ставки аренды на период с 01.01.2003 по 31.12.2003,
постановлением Правительства Москвы от 14.10.2004 ставка аренды
вводилась на период с 01.01.2004 по 31.12.2004. В связи с чем,
требования ч. 3 ст. 614 ГК не нарушаются, поскольку арендная плата
изменяется один раз в год.
Выслушав представителей заявителя А. и М., представителя
Правительства Москвы М., исследовав письменные материалы дела,
выслушав заключение прокурора Л., полагавшей, что заявление
удовлетворению не подлежит, судебная коллегия приходит к выводу,
что в удовлетворении требований МКА "Защита" должно быть отказано.
В судебном заседании установлено, что Правительством Москвы
14.10.2003 принято постановление N 861-ПП "Об утверждении Методики
расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда,
находящимися в собственности города Москвы".
Пунктом 1 названного постановления утверждено приложение -
Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого
фонда, находящимися в собственности города Москвы (пункт 1),
которое не оспаривается заявителем. Пунктом 2 постановления
устанавливается, что Методика расчета арендной платы вводится в
действие:
- с 1 декабря 2003 года - для вновь заключаемых договоров
аренды;
- с 1 января 2004 года - для перерасчета арендной платы по
действующим договорам аренды.
МКА "Защита" оспаривает постановление Правительства Москвы от
14.10.2003 N 861-ПП в части слов "с 1 января 2004 года - для
перерасчета арендной платы по действующим договорам аренды",
указывая, что этой частью постановления нарушаются их права
арендатора нежилого помещения, находящегося в собственности города
Москвы.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а
в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не
могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам
ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае
противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в
Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый
нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному
закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую
юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт
недействующим полностью или в его части со дня его принятия или
иного указанного судом времени.
Таким образом, нормативный правовой акт субъекта Российской
Федерации может быть признан судом, недействующим и не подлежащим
применению в случае, если он противоречит федеральному закону и
нарушает права физического или юридического лица.
Суд приходит к выводу, что МКА "Защита" были представлены
доказательства того, что оспариваемая часть постановления
Правительства Москвы от 14.10.2003 затрагивает права коллегии
адвокатов.
Из содержания постановления от 14.10.2003 N 861-ПП следует, что
с 1 января 2004 г. вводится Методика для перерасчета арендной
платы по действующим договорам аренды (п. 2), а также на 2004 год
устанавливается минимальная ставка арендной платы в размере 690
рублей (п. 3).
Ранее размер арендной платы устанавливался постановлением
Правительства Москвы от 25.03.2003 N 193-ПП "Об особенностях
применения в 2003 году Методики расчета арендной платы за
пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности
города Москвы". Для МКА "Защита" действовал п. 2.2,
предусматривавший, что по договорам аренды, заключенным до 1 июля
2002 года и срок действия которых не истек, арендную плату на 2003
год рассчитывать по Методике (п. 2.1). При этом увеличение размера
арендной платы на 2003 год допускается не более чем в два раза по
сравнению с установленной на 2002 год.
Таким образом, в связи с принятием Правительством Москвы
14.10.2003 постановления N 861-ПП "Об утверждении Методики расчета
арендной платы за пользование объектами нежилого фонда,
находящимися в собственности города Москвы" размер арендной платы,
уплачиваемый за пользование объектами нежилого фонда, находящимися
в собственности города Москвы был увеличен.
Из договора N 9-311/99 от 16.06.1999 следует, что между
Департаментом государственного и муниципального имущества г.
Москвы и МКА "Защита" был заключен договор аренды нежилого
помещения, находящегося в собственности Москвы и расположенного по
адресу: г. Москва, ул. Твардовского, дом 18, корп. 5 (л.д. 10-12).
Дополнительным соглашением о внесении изменений в договор аренды
старое название МКА "Канон" было заменено на новое название - МКА
"Защита".
Таким образом, МКА "Защита" является арендатором нежилого
помещения, находящегося в собственности города Москвы, в связи, с
чем постановление Правительства Москвы в части введения в действие
Методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого
фонда, находящимися в собственности города Москвы с 1 января 2004
года для перерасчета арендной платы по действующим договорам
аренды затрагивает права заявителя.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что постановление
Правительства Москвы N 861-ПП в части введения в действие Методики
расчета арендной платы с 1 января 2004 года для перерасчета
арендной платы по действующим договорам аренды закону не
противоречит и прав заявителя не нарушает.
Законом города Москвы Устав города Москвы от 28.06.1995 (в ред.
Законов города Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от
19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51)
установление ставок арендной платы, других платежей за пользование
недвижимым имуществом города Москвы отнесено к ведению органов
исполнительной власти города Москвы (п. 2 ст. 27).
В ст. 13 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" от
26.02.1997 N 5 (в ред. Законов города Москвы от 21.11.2001 N 63,
от 22.05.2002 N 27, от 06.11.2002 N 55) устанавливается, что
Правительство Москвы разрабатывает и реализует политику в области
формирования бюджета города Москвы, использования собственности
города Москвы, экономического регулирования и координации развития
городского хозяйства (п. 2); осуществляет управление
собственностью города Москвы и контроль за эффективным
использованием собственности города Москвы; наделяет полномочиями
по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы
исполнительной власти (п. 3).
Таким образом, Правительство Москвы являлось правомочным
органом на принятие постановления N 861-ПП "Об утверждении
Методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого
фонда, находящимися в собственности города Москвы".
В ч. 3 ст. 614 ГК РФ устанавливается, что если иное не
предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по
соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще
одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные
минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных
видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Таким образом, федеральным законом устанавливается, что размер
арендной платы может пересматриваться, однако не чаще одного раза
в год.
До принятия оспариваемого постановления Правительства Москвы от
14.10.2003 N 861-ПП, ставки арендной платы определялись
постановлением Правительства Москвы от 25.03.2003 N 193-ПП "Об
особенностях применения в 2003 году Методики расчета арендной
платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в
собственности города Москвы" в соответствии с Методикой расчета
арендной платы за пользование объектами нежилого фонда,
находящимися в собственности города Москвы, утвержденной
постановлением Правительства Москвы N 68-ПП.
В п. 2.2 постановления Правительства Москвы от 25.03.2003 N 193-
ПП устанавливается: по договорам аренды, заключенным до 1 июля
2002 года и срок действия которых не истек, арендную плату на 2003
год рассчитывать по Методике (п. 2.1). При этом увеличение размера
арендной платы на 2003 год допускается не более чем в два раза по
сравнению с установленной на 2002 год.
В ст. 190 ГК предусмотрено, что установленный законом, иными
правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется
календарной датой или истечением периода времени, который
исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок
может определяться также указанием на событие, которое должно
неизбежно наступить.
В ст. 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного
периодом времени, начинается на следующий день после календарной
даты или наступления события, которыми определено его начало.
Поскольку постановлением Правительства Москвы от 25.03.2003 N
193-ПП "Об особенностях применения в 2003 году Методики расчета
арендной платы за пользование объектами нежилого фонда,
находящимися в собственности города Москвы" срок применения ставки
арендной платы, исчисляемый по Методике, утвержденной
постановлением Правительства Москвы N 68-ПП от 22.01.2002 указан
на "2003 г.", то в силу приведенных выше норм ГК РФ, он
определяется периодом времени с 1 января 2003 года по 31 декабря
2003 г.
Таким образом, Методика расчета арендной платы, утвержденная
постановлением Правительства Москвы N 68-ПП от 22.01.2002 была
введена для организаций, заключивших договор аренды нежилого
помещения до 01.07.2002, в т.ч. МКА "Защита" с 1 января 2003 года
(срок введения в действие Методики расчета арендной платы по
постановлению Правительства Москвы от 25.03.2003 N 193-ПП
предметом рассмотрения данного дела не является).
Как указывалось выше оспариваемое постановление Правительства
Москвы N 861-ПП "Об утверждении Методики расчета арендной платы за
пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности
города Москвы" было принято 14.10.2003.
Согласно пункту 2 для перерасчета арендной платы по действующим
договорам аренды платежи введены в действие с 1 января 2004 года.
Таким образом, поскольку Методики расчета арендной платы,
утвержденные постановлением Правительства Москвы N 68-ПП от
22.01.2002 подлежали применению с 1 января 2003 года, а новые
Методики расчета арендной платы, утвержденные постановлением
Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП применяются с 1 января
2004 года, то требования ч. 3 ст. 614 ГК РФ о пересмотре арендной
платы не чаще чем одного раза в год не нарушены.
Довод представителей МКА "Защита" о том, что при определении
сроков введения новых ставок суд должен принять во внимание срок
принятия постановления Правительством Москвы, т.е. 14.10.2003
принят во внимание быть не может.
По смыслу ч. 3 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы не может
изменяться чаще, чем один раз в год. Однако нормами ст. 614 ГК РФ
не регламентируется срок и порядок принятия сторонами или
полномочными органами решения о пересмотре суммы арендной платы. В
данном случае 14.10.2003 является датой принятия уполномоченным
органом - Правительством Москвы нормативного акта. Датой принятия
нормативного акта срок изменения арендной платы не определяется.
Как указывалось выше этим сроком является 1 января 2004 года, т.е.
дата оговоренная в п. 2 постановления.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация считающие,
что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным
правовым актом органа государственной власти нарушаются их права
вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного
правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 249, ст. 251 ГПК РФ бремя доказывания нарушения
своих прав оспариваемым нормативным правовым актом или его частью
возлагается на лицо, обратившееся в суд с таким требованием.
МКА "Защита" не представила доказательств того, что
оспариваемым нормативным актом были нарушены права коллегии.
Напротив в судебном заседании представители заявителя пояснили,
что производить оплату арендной платы по Методике, утвержденной
постановлением Правительства Москвы N 861-ПП от 14.10.2003
Департаментом имущества г. Москвы МКА "Защита" предлагалось с 1
января 2004 года.
Поскольку, пункт 2 постановления Правительства Москвы N 861-ПП
"Об утверждении Методики расчета арендной платы за пользование
объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города
Москвы", устанавливающий, что Методика расчета арендной платы
вводится в действие: с 1 января 2004 года - для перерасчета
арендной платы по действующим договорам аренды федеральному закону
не противоречит, заявитель фактов нарушения своих прав
оспариваемым пунктом постановления не представил, то оснований к
удовлетворению заявления МКА "Защита" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявления Московской коллегии адвокатов
"Защита" о признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению пункта 2 в части слов "с
1 января 2004 года - для перерасчета арендной платы по действующим
договорам аренды" постановления Правительства Москвы от 14.10.2003
N 861-ПП "Об утверждении Методики расчета арендной платы за
пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности
города Москвы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|