29 сентября 2004 года N 59
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
ОТ 4 ИЮНЯ 1997 ГОДА N 16 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ,
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Настоящий Закон принимается в целях приведения Закона города
Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке,
попечительству и патронату в городе Москве" в соответствие с
законодательством, дальнейшего развития и совершенствования
организации опеки, попечительства и патроната в городе Москве.
Статья 1
Внести в Закон города Москвы "Об организации работы по опеке,
попечительству и патронату в городе Москве" следующие изменения и
дополнения:
1. В статье 1:
1) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"План по защите прав ребенка - акт органа опеки и
попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по
обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы
защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства,
организация правовой, медицинской, социально-психологической
помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их
выполнения.";
2) в абзаце пятнадцатом исключить слова "муниципальная" и
"[далее - уполномоченная служба (организация)]".
2. Статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Органы опеки и попечительства
Органом опеки и попечительства является орган местного
самоуправления внутригородского муниципального образования в
городе Москве, наделенный уставом муниципального образования
полномочиями по опеке и попечительству.".
3. В статье 3 слова "Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР"
заменить словами "Гражданским процессуальным кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей"; слова "Законом города Москвы от 11 сентября 1996 года
N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" заменить словами
"Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации
местного самоуправления в городе Москве", уставом соответствующего
муниципального образования".
4. В статье 4 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами.
5. В статье 5:
1) часть 5.1 исключить;
2) в части 5.4 слова ", организации" и "органов внутренних дел,
администраций районов," исключить;
3) часть 5.5 изложить в следующей редакции:
"5. В целях координации деятельности по защите прав и законных
интересов граждан, проживающих в городе Москве, органы
государственной власти города Москвы и органы местного
самоуправления могут создавать совместные городские
координационные советы как временные, так и постоянно действующие.
В целях координации деятельности в области защиты прав и
законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства,
территориальными органами исполнительной власти города Москвы и
органами местного самоуправления создаются постоянно действующие
совместные окружные координационные советы по защите прав детей.
Совместные окружные координационные советы по защите прав детей
создаются префектами административных округов города Москвы по
согласованию с руководителями соответствующих органов опеки и
попечительства.";
4) часть 5.6 изложить в следующей редакции:
"6. Методическое обеспечение работы органов опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на
орган исполнительной власти города Москвы в области образования, в
отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в
патронаже, - на орган исполнительной власти города Москвы в
области социальной защиты населения, в отношении совершеннолетних
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, - на орган исполнительной власти города Москвы в
области здравоохранения.";
5) из номеров частей исключить цифру "5.".
6. В статье 6:
1) часть 6.1 изложить в следующей редакции:
"1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по
осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится
издание распоряжений:
1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в
соответствии с настоящим Законом);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских
прав;
5) об опеке, попечительстве;
6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами
и имуществом в соответствии с законом;
7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения
или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного
сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления
имуществом подопечного;
8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение
всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся
в государственной защите, прав или изменение объема указанных
прав;
9) о разрешении раздельного проживания попечителя и
подопечного;
10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной
защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого
помещения;
11) о присвоении или изменении фамилии, имени
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного
возраста;
13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав
несовершеннолетних в соответствии с действующим
законодательством.";
2) в части 6.2 ввести нумерацию абзацев, обозначенных дефисами;
3) часть 6.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае признания ребенка нуждающимся в государственной
защите комиссией по охране прав детей составляется план по защите
прав ребенка с обязательным привлечением специалистов
образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений
социальной защиты населения, органов внутренних дел и
представителей других организаций, непосредственно работавших с
ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления
плана. План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения
в него принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются
руководителем органа опеки и попечительства. Изменения и
дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам
комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития
ребенка.";
4) часть 6.4 изложить в следующей редакции:
"4. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки
и попечительства:
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей,
нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о
социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному
патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен
социальный патронат;
2) проводят работу по профилактике социального сиротства,
жестокого обращения с детьми;
3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии
усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления
(удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления
(удочерения);
4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в
возрасте до 23 лет;
5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих
требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна,
попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы,
необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об
освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения
возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном
воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна,
попечителя;
6) ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или
попечительство, переданных на патронатное воспитание;
7) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и
имущественных прав и интересов подопечных в случае использования
опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а
также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой
помощи;
8) готовят материалы о назначении денежных средств на
содержание подопечного в порядке и размере, установленном
Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы;
9) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
10) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и
попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в
организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
11) проводят обследование и готовят заключение об условиях
жизни и воспитания ребенка;
12) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или
попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их
имущества;
13) осуществляют подготовку документов и устройство детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на
патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой
возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или
учреждение социальной защиты населения;
14) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на
территории данного муниципального образования, способных к
выполнению обязанностей усыновителя;
15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для
усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного
муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении
которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению
обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают
заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными
воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
17) проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять
ребенка на воспитание в семью;
18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным
родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации
отдыха подопечных;
19) дают заключение о возможности раздельного проживания
попечителя с подопечным;
20) дают заключение о возможности объявления
несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
21) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании
детей в пределах своей компетенции;
22) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав,
ограничении родительских прав, о признании брака недействительным
в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации,
об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых
законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным
вопросам;
23) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам,
связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных
прав;
24) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица,
претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по
спорам, связанным с воспитанием детей;
25) участвуют в исполнении решений судов о передаче или
отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом
Российской Федерации;
26) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак
лицам, не достигшим совершеннолетия;
27) привлекают общественность к работе органов опеки и
попечительства;
28) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры;
29) предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без
попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в
государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской
Федерации.";
5) в части 6.5:
в абзаце первом после слов "для признания его нуждающимся в
государственной защите," дополнить словами "и порядок организации
работы по социальному патронату"; слово "утверждается" заменить
словом "утверждаются";
в абзацах тринадцатом и четырнадцатом слова "пункта 6.5"
заменить словами "настоящей части";
6) абзац третий части 6.7 исключить;
7) часть 6.10 исключить, части 6.11, 6.12, 6.13 считать
соответственно частями 6.10, 6.11, 6.12;
8) из номеров частей исключить цифру "6.".
7. Статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Создание условий для организации и осуществления
опеки и попечительства
1. В целях создания условий для организации и осуществления
опеки и попечительства устанавливается следующий количественный
норматив специалистов органа опеки и попечительства по охране прав
граждан:
1) 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского
населения (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), проживающего
на территории муниципального образования, но не менее 3 на орган
опеки и попечительства;
2) 1 специалист по охране прав совершеннолетних лиц, признанных
судом недееспособными вследствие психического расстройства, а
также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие
злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами,
и лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа.
Оплата труда указанных специалистов осуществляется за счет
средств местных бюджетов.
2. Размер денежных средств, выплачиваемых на питание и текущее
содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, не может быть ниже норматива, исчисляемого из расчета
соответствующих натуральных норм, установленных Правительством
Российской Федерации.
3. Устанавливаемый органом опеки и попечительства размер
денежных средств, выделяемых как единовременная материальная
помощь детям, проживающим в семье и нуждающимся в государственной
защите, не должен быть ниже установленного нормативными правовыми
актами Российской Федерации.".
8. В статье 8:
1) название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Комиссия по охране прав детей";
2) часть 8.1 изложить в следующей редакции:
"1. Для подготовки решений органа опеки и попечительства по
принятию и пересмотру плана по защите прав ребенка, рассмотрению
результатов комплексных проверок условий жизни, воспитания и
развития ребенка, иным сложным вопросам организации и деятельности
органа опеки и попечительства руководитель органа опеки и
попечительства образует комиссию по охране прав детей (далее -
Комиссия) и руководит ее работой.";
3) в части 8.2 слово "районным" заменить словом
"муниципальным";
4) часть 8.4 изложить в следующей редакции:
"4. Руководитель органа опеки и попечительства как председатель
Комиссии определяет численный и персональный состав Комиссии. В
состав Комиссии могут входить специалисты муниципалитета по охране
прав детей, специалисты социального отдела управы района,
работники государственных и муниципальных органов, образовательных
учреждений (организаций), учреждений социальной защиты населения,
учреждений здравоохранения. Для рассмотрения конкретного дела
каждого ребенка в состав Комиссии могут приглашаться работники
соответствующих учреждений и организаций, в компетенцию которых
входит непосредственная работа с детьми, а также представители
общественных организаций.";
5) из номеров частей исключить цифру "8.".
9. Из номеров частей статьи 9 исключить цифру "9.".
10. В статье 10:
1) в части 10.1 ввести нумерацию абзацев, обозначенных
дефисами;
2) абзац шестой части 10.1 после слов "государственное
обеспечение" дополнить словами ", об учреждении доверительного
управления недвижимым или ценным движимым имуществом или о
реализации имущества";
3) в части 10.2 ввести нумерацию абзацев, обозначенных
дефисами;
4) в части 10.3 ввести нумерацию абзацев, обозначенных
дефисами;
5) из номеров частей исключить цифру "10.".
11. В статье 11:
1) в части 11.1 ввести нумерацию абзацев, обозначенных
дефисами;
2) в части 11.2 ввести нумерацию абзацев, обозначенных
дефисами;
3) в части 11.3 ввести нумерацию абзацев, обозначенных
дефисами;
4) из номеров частей исключить цифру "11.".
12. В тексте Закона слова "глава Управы" в соответствующем
падеже заменить словами "руководитель органа опеки и
попечительства", слова "уполномоченная служба (организация) по
патронату" заменить словами "уполномоченная служба (организация)"
в соответствующем падеже.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования, за исключением абзаца пятого пункта 7
статьи 1, который вводится с 1 января 2005 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
29 сентября 2004 года
N 59
|