ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 29 сентября 2004 г. N 446
О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ПРАКТИКИ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(в ред. приказа Руководителя Департамента
здравоохранения от 07.04.2005 N 149)
Департаментом здравоохранения города Москвы на основе
результатов проведенных плановых проверок, а также результатов
проверок вневедомственных контрольных органов проанализирована
практика оказания платных медицинских услуг в медицинских
учреждениях городского и окружного подчинения.
В соответствии с действующими законодательными и нормативными
актами федерального уровня в городе Москве разработаны и
утверждены правовые документы, позволяющие медицинским учреждениям
оказывать, а гражданам получать медицинскую помощь как бесплатно,
так и на основе программ добровольного медицинского страхования,
за счет средств предприятий, учреждений и организаций либо личных
средств граждан.
Проведенные проверки показали, что значительно расширились виды
и формы оказания платных медицинских услуг. Объем оказания платных
медицинских услуг в медицинских учреждениях, подведомственных
Департаменту здравоохранения города Москвы, увеличился с 1,6%
(1996-2000 гг.) до 3,2% (2000-2004 гг.) к объему средств,
выделяемых бюджетом (с учетом средств ОМС) на функционирование
отрасли.
Активно развивается сотрудничество медицинских учреждений со
страховыми медицинскими компаниями в рамках оказания медицинских
услуг по программам добровольного медицинского страхования.
Средства, получаемые медицинскими учреждениями от оказания
платных медицинских услуг, позволяют поддерживать на должном
уровне материально-техническую базу медицинских учреждений,
финансово стимулировать медицинский персонал, дают возможность
высокопрофессионально обеспечивать охрану здоровья москвичей.
Однако отсутствие в медицинских учреждениях полной и
достоверной информации для населения о видах бесплатной и платной
медицинской помощи не позволяет повысить информированность граждан
об условиях получения медицинской помощи, не обеспечивает тем
самым право граждан на гарантированное государством предоставление
бесплатной медицинской помощи.
В ходе проведенных проверок установлены факты нарушений
требований действующих нормативных документов. Так, были
установлены случаи предоставления медицинскими учреждениями
платных медицинских услуг без соответствующего разрешения,
оказания за плату скорой медицинской помощи гражданам России,
включения платных пациентов в реестр услуг по ОМС, приведшие к
двойному финансированию медицинских учреждений. Установлены случаи
расчетов с населением за оказание платных медицинских услуг без
применения контрольно-кассовых аппаратов или бланков строгой
отчетности и выдачи соответствующего документа, подтверждающего
оплату (кассового чека или квитанции установленного образца),
нарушения при оказании услуг посредством использования "разовых
полисов".
В связи с изменениями и дополнениями в действующих
законодательных и нормативных актах федерального, городского и
ведомственного уровня, а также в целях упорядочения практики
оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях
системы Департамента здравоохранения города Москвы приказываю:
1. Объявить Правила предоставления платных медицинских услуг
населению медицинскими учреждениями системы Департамента
здравоохранения города Москвы, согласованные с Департаментом
экономической политики и развития города Москвы письмом от
15.09.2004 N ДПР/4-1324 (прилагаются).
2. Начальникам управлений здравоохранения административных
округов, руководителям медицинских учреждений городского
подчинения привести деятельность подведомственных медицинских
учреждений по оказанию платных медицинских услуг в соответствие с
настоящими Правилами в срок до 1 ноября 2004 г.
3. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения
Семенову Ф.М., Лешкевичу И.А., Соболеву В.А. осуществлять
постоянный контроль за порядком предоставления платных медицинских
услуг, установленных настоящими Правилами.
4. Начальнику Финансово-экономического управления Департамента
здравоохранения города Москвы Лабзиной Е.Б. и директору Центра
медицинской инспекции Кулевичу А.Ю. при проведении проверок в
медицинских учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы
уделять особое внимание порядку, условиям и применению цен,
утвержденных настоящими Правилами.
5. Признать утратившими силу:
- приказ Департамента здравоохранения Правительства Москвы от
29.03.1996 N 183 "О мерах по упорядочению практики оказания
платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях
Департамента здравоохранения";
- приказ Комитета здравоохранения Москвы от 31.12.1997 N 741
"Об утверждении прейскуранта цен на платные медицинские услуги,
оказываемые в учреждениях Комитета здравоохранения";
- приказ Комитета здравоохранения Москвы от 21.10.1998 N 576 "О
введении коэффициентов к ценам прейскурантов на платные
медицинские услуги, утвержденных приказами Комитета
здравоохранения от 31.12.1997 N 741, от 12.01.1998 N 7 и от
27.05.1998 N 285";
- приказ Комитета здравоохранения Москвы от 18.10.2002 N 484
"Об утверждении прейскуранта платных медицинских услуг,
оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями Комитета
здравоохранения Москвы".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения
города Москвы С.В. Полякова.
Руководитель Департамента
А.П. Сельцовский
Приложение
к приказу руководителя
Департамента здравоохранения
города Москвы
от 29 сентября 2004 г. N 446
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими
законодательными и нормативными актами федерального уровня
(приложение 5). Правила определяют условия и порядок
предоставления платных медицинских услуг медицинскими учреждениями
системы Департамента здравоохранения города Москвы (далее -
медицинские учреждения) пациентам с целью более полного
удовлетворения потребности населения в медицинской и медико-
социальной помощи, а также привлечения дополнительных финансовых
средств для материально-технического развития учреждений
здравоохранения и материального поощрения его работников и
являются обязательными для исполнения.
1. Основные понятия
Платные медицинские услуги - медицинские услуги и услуги
медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями
пациентам за счет личных средств граждан, организаций, средств
добровольного медицинского страхования и иных источников,
предусмотренных законодательством.
Пациент - потребитель медицинской услуги, обращающийся в
медицинское учреждение.
Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий,
направленных на профилактику заболеваний, их диагностику, лечение
и реабилитацию, имеющих самостоятельное законченное значение и
определенную стоимость.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские
услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-
противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и
др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в
поддержании и восстановлении здоровья.
Услуги медицинского сервиса - услуги пациентам, выполняемые в
медицинском учреждении в процессе оказания медицинской помощи, но
не являющиеся элементами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий обеспечения населения г.
Москвы бесплатной медицинской помощью (далее - Гарантированная
программа) - программа медицинской помощи населению, оказываемая
медицинским учреждением на бесплатной для населения основе и
финансируемая из средств государственного бюджета и средств
обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Государственные целевые программы медицинской помощи -
программы целевой медицинской помощи определенным контингентам
населения (обычно социально значимые заболевания или те, при
которых используются дорогостоящие методы лечения) в части
профилактики и лечения заболеваний, на которые выделяется целевым
назначением финансирование из средств бюджетов разных уровней.
Полис медицинский страховой - страховой документ (ценная
бумага), выдаваемый застрахованному, удостоверяющий факт
страхования в данной страховой медицинской организации и
определяющий объем оказания медицинской помощи в соответствии с
договором обязательного или добровольного медицинского
страхования.
2. Порядок оказания платных медицинских услуг
2.1. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан
доступной информацией, размещенной для всеобщего ознакомления на
стендах, информационных табло:
- о месте нахождения учреждения (месте его государственной
регистрации);
- о режиме работы учреждения, подразделений, кабинетов по
оказанию платной и бесплатной медицинской помощи;
- о видах медицинских услуг, предоставляемых медицинским
учреждением за плату, с указанием их цены;
- об условиях предоставления платных медицинских услуг;
- о правах, обязанностях, ответственности пациента и
медицинского учреждения;
- о наличии лицензии на медицинскую деятельность;
- о льготах, предоставляемых медицинским учреждением для
отдельных категорий граждан;
- о контролирующих организациях, их адресах, телефонах.
2.2. Основанием для оказания платных медицинских услуг
является:
2.2.1. Выполнение в полном объеме учреждением территориальной
программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной
медицинской помощью.
2.2.2. Отсутствие соответствующих медицинских услуг в
Гарантированной программе и целевых комплексных программах
Департамента здравоохранения города Москвы.
2.2.3. Наличие лицензии на соответствующие виды медицинской
деятельности и специального разрешения Департамента
здравоохранения города Москвы на оказание платных медицинских
услуг. Порядок и условия выдачи разрешения на право предоставления
платных медицинских услуг установлены приказом Комитета
здравоохранения города Москвы от 30.05.2000 N 230 "О порядке
выдачи лечебно-профилактическим учреждениям Комитета
здравоохранения разрешения на право предоставления платных
медицинских услуг".
2.2.4. Добровольное желание пациента получить медицинскую
услугу за плату.
2.2.5. Оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных
государств.
2.3. Порядок предоставления платных услуг в медицинских
учреждениях регламентируется Положением о порядке и условиях
предоставления платных услуг в учреждении, разработанным на
основании настоящих Правил и утвержденным руководителем
медицинского учреждения, а также другими внутренними нормативными
документами медицинского учреждения (приказами, правилами
внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами,
графиками работы и др.), требованиями действующего
законодательства.
2.4. При предоставлении платных медицинских услуг сохраняется
установленный режим работы медицинского учреждения, при этом не
должны ухудшаться доступность и качество медицинской помощи,
оказываемой по Гарантированной программе и целевым комплексным
программам.
2.5. В число работников, принимающих участие в оказании платных
медицинских услуг, могут включаться специалисты из других
медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов,
высших учебных заведений, принимаемые на работу в медицинское
учреждение на основании трудовых или гражданско-правовых
договоров.
2.6. Оказание платных медицинских услуг должно проводиться в
специально организованных структурных подразделениях (отделениях,
кабинетах) медицинского учреждения. Оказание платных медицинских
услуг медицинским персоналом осуществляется в свободное от
основной работы время. Графики учета рабочего времени по основной
работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются
раздельно.
Отделение (кабинет) в своей деятельности руководствуется
Положением об отделении (кабинете) (приложение 1).
2.7. Оказание платных медицинских услуг в основное рабочее
время персонала допускается в порядке исключения (при условии
первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и
при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по
Гарантированной программе):
- в случаях, когда технология их проведения ограничена рамками
основного рабочего времени медицинского учреждения. Часы работы
медицинского персонала, оказывающего платные услуги во время
основной работы, продляются на время, затраченное на их
предоставление;
- в случаях, когда условия работы за счет интенсивности труда
позволяют оказывать платные медицинские услуги без ущерба для
оказания бесплатной медицинской помощи.
2.8. Предоставление платной амбулаторной медицинской помощи
сверх имеющейся предварительной записи на прием или консультацию
специалиста проводится только в специально организованных
структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) специалистами
вне основного рабочего времени.
Внеочередная госпитализация в стационар при предоставлении
платных медицинских услуг проводится только на специальные
выделенные койки - внебюджетные (сверх государственного
муниципального заказа). Количество внебюджетных коек для каждого
конкретного медицинского учреждения устанавливается приказом
Департамента здравоохранения города Москвы.
2.8. Штаты отделений (кабинетов) по оказанию платных
медицинских услуг устанавливаются и утверждаются главным врачом в
зависимости от спроса населения на соответствующие виды
медицинских услуг и наличия необходимых средств. Для осуществления
работы по оказанию платных медицинских услуг в медицинском
учреждении могут вводиться дополнительные должности медицинского и
другого персонала, содержащиеся за счет средств, получаемых от
реализации услуг.
2.9. Предоставляемые платные медицинские услуги населению
должны соответствовать требованиям, предъявляемым к методам
диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории
Российской Федерации.
2.10. Платные медицинские услуги населению осуществляются
медицинскими учреждениями в рамках договоров:
- с пациентами;
- с организациями на оказание платных медицинских услуг
работникам и членам их семей;
- со страховыми организациями, работающими в системе
добровольного медицинского страхования (далее - ДМС).
Договор с пациентом может быть заключен в устной или в
письменной форме:
- устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ
предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно при
заключении договора (письменным доказательством ее предоставления
являются: медицинская карта больного с перечнем предоставленных
услуг, кассовый чек или бланк строгой отчетности об оплате услуг,
сумма в котором соответствует прейскуранту услуг);
- письменная форма договора в соответствии со ст. 161 ГК РФ
предусмотрена в случаях предоставления услуг, исполнение которых
носит пролонгированный по времени характер. При этом в договоре
должны быть регламентированы условия и сроки получения платных
медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и
ответственность сторон.
При оказании медицинских услуг, предусмотренных Гарантированной
программой, на платной основе по желанию пациента медицинские
учреждения обязаны информировать пациента о возможности получения
им услуги бесплатно и дополнительно к договору получить его
письменное согласие на платную медицинскую услугу, содержащее
информацию об ознакомлении пациента о имеющейся альтернативе
бесплатного получения медицинских услуг и волеизъявлении пациента
на получение медицинских услуг за плату.
Договоры с организациями на оказание платных медицинских услуг
работникам и членам их семей, а также договоры со страховыми
организациями, работающими в системе ДМС, заключаются в письменной
форме.
2.11. В случае несоблюдения лечебно-профилактическим
учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель
вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор.
2.12. Медицинские учреждения несут ответственность перед
пациентами за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий
договора, а также за причинение вреда (ущерба) здоровью пациента в
соответствии с действующим законодательством РФ.
3. Условия предоставления платных медицинских услуг
Медицинские учреждения предоставляют платные медицинские услуги
в виде профилактической, лечебно-диагностической,
реабилитационной, протезно-ортопедической и стоматологической
помощи:
3.1. При отсутствии соответствующих медицинских услуг в
Гарантированной программе и целевых комплексных программах, а
также при:
- предоставлении медицинских и сервисных услуг с повышенным
уровнем комфортности;
- госпитализации на специально выделенные койки (сверх
государственного заказа);
- лечении и обследовании по сопутствующему заболеванию при
отсутствии обострения, не влияющему на степень тяжести течения
основного заболевания;
- обследовании, лечении, наблюдении на дому (кроме случаев,
когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в
состоянии посетить медицинское учреждение или когда помощь на дому
предоставляется в рамках организации стационаров на дому);
- уходе на дому;
- предоставлении медицинских услуг анонимно (кроме случаев,
предусмотренных законодательством РФ);
- предоставлении медицинской помощи лицам, не имеющим права на
получение бесплатной медицинской помощи по Гарантированной
программе;
- предоставлении медицинских услуг с применением разрешенных
альтернативных технологий и способов лечения, расходы по
предоставлению которых не включены в стандартную стоимость лечения
за счет средств соответствующих бюджетов или средств ОМС.
3.2. При наличии соответствующих медицинских услуг в
Гарантированной программе и целевых комплексных программах с
согласия (по желанию) пациента или его законных представителей.
3.3. Медицинские учреждения предоставляют за плату услуги
медицинского сервиса (приложение 4) и косвенно связанные с
медицинскими (пребывание в стационаре с целью обеспечения ухода,
доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий
медицинского назначения, выдача дубликатов медицинской
документации по запросу граждан - за исключением случаев, при
которых предоставление этих услуг предусмотрено действующим
законодательством бесплатно, индивидуальное приготовление или
заказ блюд по желанию больных).
Скорая медицинская помощь всем категориям граждан оказывается
бесплатно.
Оказание скорой медицинской помощи на возмездной основе
допускается только в случае включения данного вида медицинской
помощи страховыми организациями в программу добровольного
медицинского страхования и по договорам с организациями (при
проведении массовых мероприятий).
4. Цены на платные медицинские услуги и порядок оплаты
4.1. Цены на платные медицинские услуги, аналогичные входящим в
городскую программу ОМС, рассчитываются медицинскими учреждениями
в соответствии с действующей методикой (приложение 2).
4.2. Цены на медико-социальные услуги (услуги по уходу),
медицинское освидетельствование на право управления автомобилем и
ношения оружия устанавливаются Департаментом здравоохранения
города Москвы (приложение 3).
4.3. Цены за условия медицинского сервиса, предоставляемые по
желанию пациента, устанавливаются Департаментом здравоохранения
города Москвы (приложение 4).
Цены на медицинские услуги, медико-социальные услуги и услуги
медицинского сервиса (пп. 4.1-4.3) являются базовыми и могут
изменяться руководителем медицинского учреждения в зависимости от
социальной значимости данного вида услуги, спроса при условии
полного возмещения всех расходов, связанных с уставной
деятельностью. Цены рассчитаны в соответствии с утвержденным
Московским городским фондом обязательного медицинского страхования
и Департаментом здравоохранения города Москвы от 30.06.1995 N
1/128 Порядком расчета тарифов на новые услуги и инструкцией по
калькулированию себестоимости медицинских услуг и статьями главы
25 Налогового кодекса Российской Федерации с изменениями и
дополнениями на 15 октября 2001 г.
4.4. Цены (тарифы) на ортопедические стоматологические
медицинские услуги в соответствии с постановлением Правительства
Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП "О мерах по
совершенствованию ценовой и тарифной политики в отраслях города в
условиях рыночных отношений" устанавливаются Департаментом
экономической политики и развития города Москвы.
4.5. Цены на платные медицинские услуги, не вошедшие в пп. 4.1-
4.3 (приложения 2 и 3), рассчитываются медицинскими учреждениями в
соответствии с Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг,
утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации от
10.11.1999 N 01-23/4-10, главой 25 Налогового кодекса Российской
Федерации и устанавливаются Департаментом здравоохранения города
Москвы в соответствии с настоящими Правилами.
4.6. Оплата медицинских услуг производится путем безналичных
расчетов через учреждения банков или путем внесения наличных денег
непосредственно в кассу медицинского учреждения с выдачей пациенту
документа, подтверждающего оплату (кассового чека или квитанции
установленного образца).
4.7. По требованию лица, оплатившего услуги, медицинское
учреждение обязано выдать справку об оплате медицинских услуг для
предоставления в налоговые органы РФ установленной формы.
5. Бухгалтерский учет и отчетность
5.1. Медицинские учреждения, предоставляющие медицинскую помощь
на возмездной основе, обязаны вести бухгалтерский учет и
отчетность раздельно по основной и дополнительной деятельности.
5.2. Денежные средства, получаемые медицинскими учреждениями от
оказания платных медицинских услуг, должны быть аккумулированы на
счете "Средства, полученные за счет внебюджетных источников".
Смета доходов и расходов на текущий год представляется в
соответствующий (по подчиненности) орган управления
здравоохранением в порядке и по форме, установленной Министерством
финансов РФ.
Дополнительные сметы на превышение доходов по основной смете
представляются до 20 числа месяца, следующего после окончания
квартала, в соответствующий (по подчиненности) орган управления
здравоохранения.
5.3. В расшифровке доходной части сметы указываются источники
поступления денежных средств, в т.ч. личные средства граждан,
средства по договорам со страховыми компаниями и другие источники.
5.4. Расходная часть сметы предусматривает группировку расходов
в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса
Российской Федерации:
- возмещение бюджетных расходов по функционированию отделения
(кабинета) по оказанию платных медицинских услуг и других
обязательных платежей, связанных с уставной деятельностью
учреждения;
- оплату труда (оплата труда включает заработную плату и
начисления на заработную плату);
- развитие материально-технической базы медицинского
учреждения, улучшение медикаментозного обеспечения больных и
лечебно-диагностического процесса, а также прочие хозяйственные
нужды.
Фонд оплаты труда формируется после оплаты всех обязательных
платежей, но не превышает предельно допустимый уровень 60% от
полученного дохода.
5.6. Распределение денежных средств на оплату труда работников,
занятых оказанием платных медицинских услуг, производится на
основании Положения об оплате труда работников, занятых оказанием
платных медицинских услуг, утверждаемого руководителем
медицинского учреждения, с учетом индивидуального вклада
сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских
услуг, в том числе административному персоналу медицинского
учреждения - в суммарном объеме до 5% от средств, направляемых на
оплату труда.
Размер материального поощрения главному врачу за организацию
работы по оказанию платных медицинских услуг устанавливает
соответствующий (по подчиненности) орган управления
здравоохранения.
5.7. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и
бухгалтерский учет результатов предоставленных платных медицинских
услуг населению и представлять отчетные данные по формам: N П-1
"Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг"
(статистическая отчетность) и форма-4 "Отчет об исполнении сметы
доходов и расходов по внебюджетным источникам" (бухгалтерская
отчетность).
6. Порядок предоставления платных медицинских услуг
медицинскими учреждениями по программам добровольного
медицинского страхования
6.1. Медицинские учреждения оказывают платные медицинские
услуги застрахованным по программам ДМС в соответствии с
действующим законодательством и установленным настоящими Правилами
порядком.
6.2. Денежные средства от деятельности медицинского учреждения
по программам добровольного медицинского страхования учитываются и
расходуются в соответствии с разделом 5 "Бухгалтерский учет и
отчетность" настоящих Правил.
6.3. Деятельность страховой организации на территории
медицинского учреждения по заключению договоров ДМС с пациентами
осуществляется только в арендуемых страховыми организациями
помещениях.
6.4. Медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с
медицинским учреждением, имеют право осуществлять
представительские функции страховщика в данном учреждении только в
свободное от основной работы время.
7. Контроль за предоставлением платных медицинских услуг
в медицинских учреждениях
7.1. Контроль за организацией работы по оказанию платных
медицинских услуг и качеством выполнения медицинскими учреждениями
платных медицинских услуг населению, ценами и порядком взимания
денежных средств с населения осуществляют Департамент
здравоохранения города Москвы, Центр медицинской инспекции
Департамента здравоохранения города Москвы, управления
здравоохранения административных округов города Москвы, а также
другие государственные организации, на которые в соответствии с
законами и иными правовыми актами федерального и регионального
уровня возложена проверка деятельности государственных медицинских
учреждений города Москвы.
7.2. В случае выявления нарушений в работе медицинского
учреждения по предоставлению платных медицинских услуг, в том
числе снижения уровня качества предоставления платных медицинских
услуг, нанесения ущерба основной деятельности, выразившегося в
сокращении объема и доступности бесплатной медицинской помощи,
несвоевременного оформления финансовых и других документов в
качестве мер воздействия к руководителю медицинского учреждения
могут применяться следующие виды санкций:
- дисциплинарные меры воздействия;
- приостановление или аннулирование действия разрешения на
оказание платных услуг.
Приложение 1
к Правилам
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ <*>
ОБ ОТДЕЛЕНИИ (КАБИНЕТЕ) ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ
УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
___________________________________________________________
(наименование медицинского учреждения)
1. Общие положения, цели и задачи
1.1. Отделение (кабинет) по оказанию населению платных
медицинских услуг, являясь структурным подразделением медицинского
учреждения, имеет основную цель более полного удовлетворения
потребности населения в медицинской и медико-социальной помощи, а
также привлечения дополнительных финансовых средств для
материально-технического развития учреждения здравоохранения.
1.2. Задачами отделения (кабинета) являются: реализация
дополнительных медицинских услуг населению, привлечение
дополнительных финансовых средств для материально-технического
развития учреждения здравоохранения, а также материальное
поощрение его работников.
1.3. Отделение (кабинет) создается при наличии разрешения
Департамента здравоохранения города Москвы на оказание платных
медицинских услуг.
2. Принципы деятельности отделения (кабинета)
2.1. Отделение (кабинет) по оказанию платных медицинских услуг
руководствуется в своей деятельности действующим
законодательством, Правилами предоставления платных медицинских
услуг населению, другими документами, регламентирующими
организацию оказания платных медицинских услуг населению,
настоящим Положением.
2.2. Отделение (кабинет) оказывает платные медицинские услуги
согласно прейскуранту.
2.3. Отделением (кабинетом) ведется первичная медицинская
документация по формам, утвержденным Минздравом России.
Отчет о реализации платных медицинских услуг населению
представляется по формам N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке
товаров и услуг" и N 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и
расходов по внебюджетным источникам".
2.4. Штаты отделения (кабинета) по оказанию платных медицинских
услуг устанавливаются в зависимости от спроса населения на
соответствующие виды медицинских услуг, наличия необходимых
средств и утверждаются главным врачом.
2.5. На период работы отделения могут вводиться дополнительные
должности медицинского и другого персонала, содержащиеся за счет
средств, полученных от реализации медицинских услуг.
2.6. Распределение денежных средств на оплату труда работников,
занятых оказанием платных медицинских услуг, производится на
основании Положения, утверждаемого руководителем медицинского
учреждения, с учетом индивидуального вклада сотрудников,
участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг, в том
числе административному персоналу медицинского учреждения - в
суммарном объеме до 5% от средств, направляемых на оплату труда.
3. Управление отделением (кабинетом)
3.1. Руководство деятельностью отделения (кабинета) по оказанию
платных медицинских услуг населению осуществляет руководитель
подразделения, который назначается приказом главного врача
медицинского учреждения. Руководитель подразделения в
установленном порядке несет ответственность:
- за объем и качество оказываемых платных медицинских услуг;
- соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины;
- сохранность собственности, материальных и других ценностей.
3.2. Главный врач осуществляет контроль за деятельностью
отделения (кабинета), прием на работу и увольнение персонала
отделения (кабинета), заключает необходимые для деятельности
отделения (кабинета) договоры и соглашения по оказанию платных
медицинских услуг.
4. Цены (тарифы) на услуги
Платные медицинские услуги оказываются населению по ценам,
порядок установления которых определен постановлением
Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП "О мерах по
совершенствованию ценовой и тарифной политики в отраслях города в
условиях рыночных отношений".
5. Финансово-хозяйственная деятельность
отделения (кабинета)
Финансово-хозяйственная деятельность отделения (кабинета)
включает в себя обязательное возмещение расходов бюджета и
осуществляется согласно Правилам предоставления платных
медицинских услуг.
5.1. Бухгалтерский учет деятельности отделения (кабинета)
осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией по
бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30 декабря 1999 г.
N 107н (в редакции приказа Минфина России от 10.07.2000 N 65н).
5.2. Неиспользованные средства не подлежат изъятию в бюджет и
используются в последующие годы.
6. Ликвидация отделения (кабинета) по оказанию платных
медицинских услуг населению
Деятельность отделения (кабинета) прекращается приказом
главного врача медицинского учреждения или вышестоящего органа
управления здравоохранения в случае систематического или грубого
нарушения настоящего Положения либо законодательства.
-----------------------------------
<*> На основании настоящего Типового положения руководитель
медицинского учреждения утверждает Положение об отделении
(кабинете) при условии постоянного спроса населения на конкретные
виды медицинской помощи, обеспечивающего рентабельность работы
данного учреждения.
Приложение 2
к Правилам
РАСЧЕТ
ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ В МЕДИЦИНСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА,
АНАЛОГИЧНЫЕ ВХОДЯЩИМ В ГОРОДСКУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1. Данный расчет применяется учреждениями Департамента
здравоохранения города Москвы для определения стоимости
медицинской услуги.
2. Расчет предусматривает затраты учреждений здравоохранения по
всем статьям сметы расходов.
3. Принятые для расчета стоимости коэффициенты (k) считать
базовыми. Конкретный уровень коэффициентов устанавливается
руководителем медицинского учреждения при условии полного
возмещения всех расходов учреждения, связанных с уставной
деятельностью.
4. Медицинские учреждения (кожно-венерологические диспансеры,
психоневрологические диспансеры, наркологические диспансеры и
др.), не работающие в системе ОМС, для определения стоимости
медицинских услуг имеют право применять расчет цен платных
медицинских услуг, утвержденный настоящими Правилами, в части
раздела, их касающегося.
Цена платной медицинской услуги складывается из:
1) тарифов, утвержденных 1 мая 2004 года Комиссией по тарифам
на услуги в системе обязательного медицинского страхования;
(п. 1 в ред. приказа Руководителя Департамента здравоохранения от
07.04.2005 N 149)
2) затрат медицинских учреждений, связанных с эксплуатацией и
ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования и другой
уставной деятельностью, определяющихся по следующим коэффициентам
(k):
- k 5.1 к тарифу за медицинскую помощь, оказываемую взрослому
населению в стационаре, и патолого-анатомические услуги взрослому
и детскому населению;
- k 4.9 к тарифу за медицинские амбулаторно-поликлинические
услуги взрослому населению (кроме стоматологии, лабораторной и
рентгенодиагностики);
- k 4.7 к тарифу за медицинские амбулаторно-поликлинические
услуги детскому населению (кроме стоматологии, лабораторной и
рентгенодиагностики);
- k 4.8 к тарифу на услуги детских стационарных учреждений (без
параклиники и патологоанатомии);
- k 6.0 к тарифу на услуги по лабораторной диагностике;
- k 2.5 к тарифу на услуги по рентгенодиагностике;
- k 6.2 к тарифу на стоматологические услуги взрослому
населению;
- k 4.6 к тарифу на стоматологические услуги детскому
населению;
3) затрат стационара, связанных с превышением нормативного
срока пребывания пациента по медико-экономическому стандарту;
4) норматива рентабельности в размере до 15% (k 0.15) (к сумме
затрат 1), 2), 3)
и (или)
5) затрат за условия повышенной комфортности и сервиса,
предоставляемые по желанию пациента (см. приложение 6 к настоящему
приказу <*>).
-----------------------------------
<*> Не приводится.
Приложение 3
к Правилам
ПРЕЙСКУРАНТ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
I. Амбулаторно-поликлинические медицинские услуги
Цены за проведение медицинского освидетельствования врачом на
право пользования оружием, управления автотранспортом и других
медицинских освидетельствований, проводимых по желанию граждан:
----------------T--------------¬
¦Врач-специалист¦Цены в рублях ¦
+---------------+--------------+
¦Терапевт ¦ 103,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Невролог ¦ 95,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Офтальмолог ¦ 123,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Отоларинголог ¦ 43,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Хирург ¦ 48,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Психиатр ¦ 103,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Нарколог ¦ 81,00 ¦
+---------------+--------------+
¦Гинеколог ¦ 71,00 ¦
L---------------+---------------
Категории граждан, имеющих льготы по оплате медицинских услуг,
входящих в I раздел настоящего прейскуранта:
- освобождены от оплаты: инвалиды, участники Великой
Отечественной войны и лица, к ним приравненные по льготам;
инвалиды I и II группы; инвалиды с детства; лица, подвергшиеся
радиационному воздействию; лица из группы "особого риска"; лица,
награжденные медалью "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда";
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные
кавалеры Ордена Славы; бывшие несовершеннолетние узники
концлагерей; лица, подвергшиеся необоснованным репрессиям и
впоследствии реабилитированные, в том числе члены их семей (при
наличии удостоверений); ветераны труда, подростки, учащиеся школ,
техникумов, институтов дневной формы обучения; лица, направляемые
на медицинское освидетельствование окружными отделами Комитета
труда и занятости г. Москвы; лица, направляемые на медицинское
освидетельствование центрами социального обслуживания, центрами
социальной помощи семьям и детям и экспериментальным центром
социальной защиты Комитета социальной защиты г. Москвы;
- пенсионерам из категорий граждан, не указанных выше,
предоставляется 50% скидка.
II. Медицинские услуги, предоставляемые в стационаре
Цены за пребывание пациентов, нуждающихся в постоянном уходе, в
отделениях по уходу лечебно-профилактических учреждений
Департамента здравоохранения (отделения медико-социальной помощи
со смешанным финансированием):
----------------------------------T----------T--------------¬
¦Медико-социальный статус пациента¦Время ¦Цены в рублях ¦
¦ ¦пребывания¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------------+
¦Легкая степень тяжести состояния ¦ 1 сутки ¦ 65,00 ¦
+---------------------------------+----------+--------------+
¦Средняя степень тяжести состояния¦ -"- ¦ 83,00 ¦
+---------------------------------+----------+--------------+
¦Тяжелая степень тяжести состояния¦ -"- ¦ 105,00 ¦
L---------------------------------+----------+---------------
- нормативный срок пребывания пациентов в отделениях по уходу -
2 месяца;
- предельная надбавка к ценам в размере 100% применяется по
истечении нормативного срока пребывания.
Примечание.
Цены, указанные в разделах I и II, являются базовыми и могут
изменяться руководителем медицинского учреждения в зависимости от
социальной значимости данного вида услуги, спроса при условии
полного возмещения всех расходов, связанных с уставной
деятельностью.
Приложение 4
к Правилам
ПРЕЙСКУРАНТ
УСЛУГ МЕДИЦИНСКОГО СЕРВИСА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ И ВЫПОЛНЯЕМЫХ
МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
----------------------------T---------------¬
¦Перечень условий повышенной¦Цена в рублях ¦
¦комфортности и сервиса <*> ¦за 1 сутки <**>¦
+---------------------------+---------------+
¦Двухкомнатная палата ¦ 350,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Одноместная палата ¦ 300,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Двухместная палата ¦ 200,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Туалет в палате ¦ 150,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Душевая кабина ¦ 150,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Кондиционер ¦ 100,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Телефон ¦ 50,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Телевизор ¦ 50,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Холодильник ¦ 50,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Электрический чайник ¦ 10,0 ¦
+---------------------------+---------------+
¦Ежедневная смена ¦ 30,0 ¦
¦постельного белья ¦ ¦
L---------------------------+----------------
Дополнительные сервисные услуги за предоставляемый транспорт,
привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост,
индивидуальное питание и др. оплачиваются по счету, выставляемому
пациенту по факту оказанных услуг.
-----------------------------------
<*> Расчет цен за оснащение палат дополнительными к перечню
условиями повышенной комфортности проводится в соответствии с
главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с изменениями и
дополнениями на 15 октября 2001 г.
<**> Цены являются предельными и могут изменяться в сторону их
уменьшения руководителем медицинского учреждения в зависимости от
спроса и экономического обоснования, предусматривающего возмещение
всех расходов, связанных с уставной деятельностью.
Приложение 5
к Правилам
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20
февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17
декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая
(с изменениями и дополнениями на 15 октября 2001 г.).
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2
марта 1998 г.).
4. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в
редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных
нарушениях".
5. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона РФ
от 2 апреля 1993 г. N 4741-1, с изменениями от 24 декабря 1993 г.,
1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г.).
6. Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в
Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31.12.97 N
157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О страховании".
7. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096
"Об утверждении Программы государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" (с
изменениями от 26 октября 1999 г., 29 ноября 2000 г., 24 июля 2001
г.).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13
января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных
медицинских услуг населению медицинскими учреждениями".
9. Постановление СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении
Положения по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин" (с изменениями от 23 октября 1995 г., 6 января, 19 декабря
1997 г., 7 августа, 3 сентября, 21 ноября 1998 г., 7 января 1999
г., 2 декабря 2000 г.).
10. Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 года N
62-ПП "О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью
населения г. Москвы на 2000-2001 гг. и мерах по охране здоровья
москвичей в 2002-2003 гг.".
11. Постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г. N
141-ПП "Об утверждении Правил обязательного медицинского
страхования населения города Москвы".
12. Постановление Правительства Москвы от 29 апреля 2003 г. N
304-ПП "О мерах по совершенствованию ценовой и тарифной политики в
отраслях города в условиях рыночных отношений".
13. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (утв.
Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября
1999 г. N 01-23/4-10, 01-02/41).
14. Приказ Комитета здравоохранения Москвы от 30.05.2000 N 230
"О порядке выдачи лечебно-профилактическим учреждениям Комитета
здравоохранения разрешения на право предоставления платных
медицинских услуг".
15. Приказ Комитета здравоохранения Москвы от 08.10.2001 N 444
"О реализации постановления Правительства Российской Федерации от
19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг
и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской
Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет
собственных средств налогоплательщика учитываются при определении
суммы социального налогового вычета".
16. Приказ Комитета здравоохранения Москвы от 20.03.2002 N 140
"О тарифах на ортопедические стоматологические услуги".
17. Совместный приказ Комитета здравоохранения Москвы и
Московского городского фонда обязательного медицинского
страхования от 12.07.2002 N 352/45 "Об утверждении Порядка и
условий предоставления медицинской помощи по Московской городской
программе ОМС".
18. Приказ Комитета здравоохранения Москвы от 15 декабря 2002
г. N 560 "О порядке оказания медицинской помощи иногородним
гражданам в стационарных лечебно-профилактических учреждениях
Комитета здравоохранения Москвы".
|