МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2004 года
Дело N 3-446/2004
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-446/2004 по заявлению Б., Л., С., Ш. об оспаривании отдельных
положений статьи 9 Закона города Москвы от 30.06.2004 N 43 "О
референдумах в городе Москве",
установила:
30.06.2004 Московской городской Думой был принят Закон N 43 "О
референдумах в городе Москве", частями 1, 2 и 7 статьи 9 которого
предусмотрены следующие положения:
Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право
на участие в референдуме города Москвы, вправе образовать
инициативную группу по проведению референдума города Москвы в
количестве не менее 300 человек (часть 1).
Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право
на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную
группу по проведению местного референдума в количестве не менее
100 человек (часть 2).
Ходатайство инициативной группы по проведению референдума
должно быть подписано всеми членами указанной группы. Данные
подписи членов инициативной группы по проведению референдума
удостоверяются нотариально (часть 7).
Б., Л., С., Ш. обратились в суд с заявлением об оспаривании
вышеприведенных норм, содержащихся в статье 9 Закона города Москвы
от 30.06.2004 N 43 "О референдумах в городе Москве", ссылаясь на
то, что указанные положения противоречат частям 1, 3 и 4 статьи 36
Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и существенно ограничивают права
жителей города Москвы, в том числе и права заявителей, на участие
в выдвижении инициативы проведения референдума, и, следовательно,
нарушают конституционные права граждан на участие в референдуме.
В судебном заседании заявители Б. и Л. поддержали свои
требования.
Заявители С. и Ш. в судебное заседание не явились, о дне
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители Московской городской Думы (по доверенности) К. и
Мэра Москвы (по доверенности) П. в судебное заседание явились,
просили отказать в удовлетворении требований заявителей, полагая
их необоснованными.
Выслушав стороны, адвоката С., исследовав материалы дела,
выслушав заключение прокурора А., полагавшего заявление
необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд находит
требования заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 12
июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в
ред. Федеральных законов от 27.09.2002 N 119-ФЗ, от 23.06.2003 N
83-ФЗ, от 04.07.2003 N 97-ФЗ, от 04.07.2003 N 102-ФЗ, от
07.06.2004 N 46-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, постановлением
Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П, Федеральным законом
от 23.12.2003 N 186-ФЗ, постановлением Конституционного Суда РФ от
25.02.2004 N 4-П) каждый гражданин Российской Федерации или группа
граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме,
вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в
количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в
референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума
субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для
выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Частями 1 и 2 статьи 9 оспариваемого заявителями московского
Закона предусмотрено право образования инициативной группы по
проведению референдума города Москвы в количестве не менее 300
человек, а по проведению местного референдума в количестве не
менее 100 человек.
По мнению заявителей, данные положения Закона города Москвы,
устанавливающие более высокие требования к численному составу
инициативной группы по проведению референдумов в городе Москве,
противоречат части 1 ст. 36 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и существенно ограничивают право
граждан - жителей Москвы на участие в референдумах.
Доводы заявителей суд считает необоснованными и противоречащими
закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" законодательство Российской
Федерации о референдумах составляют Конституция Российской
Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы,
конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации,
уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о
референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
Гарантии прав граждан Российской Федерации на назначение
референдума закреплены в главе II Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации". Согласно части 3 статьи 14,
расположенной в данной главе, количественный состав инициативной
группы по проведению референдума Российской Федерации
устанавливается федеральным конституционным законом,
количественный состав инициативной группы по проведению
референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом,
законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального
образования.
Частью 6 статьи 22 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N
154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N
38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от
04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-
ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом
от 06.10.2003 N 131-ФЗ) предусмотрено, что порядок назначения и
проведения местного референдума устанавливается уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
Анализ приведенных норм федерального законодательства дает
основание сделать вывод о том, что Закон города Москвы не
устанавливает более высокие требования к численному составу
инициативной группы по проведению референдумов в городе Москве, а
в пределах предоставленных частью 3 статьи 14 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" полномочий определяет
количественный состав инициативной группы с учетом установленного
частью 1 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" запрета на создание инициативных групп,
состоящих менее чем из 20 и, соответственно, 10 человек. Из
содержания норм Федерального закона (части 3 статьи 14 и части 1
статьи 36) следует, что увеличение количественного состава
инициативных групп в законах субъектов допускается.
Таким образом, положения частей 1 и 2 статьи 9 Закона города
Москвы от 30.06.2004 N 43 "О референдумах в городе Москве"
полностью соответствуют Федеральному закону "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Нельзя согласиться с утверждением заявителей о том, что часть 7
статьи 9 Закона города Москвы от 30.06.2004 N 43 "О референдумах в
городе Москве" устанавливающая, что подписи членов инициативной
группы по проведению референдума в ходатайстве удостоверяются
нотариально, противоречит части 3 статьи 36 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", которая таких
требований не содержит.
По мнению заявителей, данное положение оспариваемого Закона
ограничивает их права на участие в референдуме.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" федеральными конституционными
законами, иными федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим
Федеральным законом.
В частности, статьей 15 Федерального конституционного закона от
28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
установлено, что инициативная группа по проведению референдума
должна состоять из региональных подгрупп, в каждую из которых
должно входить не менее 100 участников референдума, подписи
которых в протоколе их регистрации удостоверяются нотариально.
Аналогичные требования содержатся и в оспариваемой заявителями
части 7 статьи 9 Закона города Москвы.
Суд считает, что установление в данной норме требования о
нотариальном удостоверении подписей членов инициативной группы по
проведению референдума, является дополнительной гарантией защиты
прав граждан - жителей города Москвы при проведении референдума от
злоупотреблений своими правами со стороны недобросовестных
граждан.
Кроме того, суд считает, что данные нормы относятся к порядку
назначения и проведения референдумов в городе Москве, который
устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Заявителями не представлено доказательств, что оспариваемыми
ими нормами нарушается их конституционное право на участие в
референдуме.
Поскольку положения частей 1, 2 и 7 статьи 9 Закона города
Москвы от 30.06.2004 N 43 "О референдумах в городе Москве" не
противоречат федеральному закону, не нарушают прав заявителей,
оснований для признания их недействующими и удовлетворения
требований заявителей не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК
РФ, судебная коллегия
решила:
в удовлетворении заявления Б., Л., С., Ш. об оспаривании
отдельных положений статьи 9 Закона города Москвы от 30.06.2004 N
43 "О референдумах в городе Москве" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|