Вопрос: В связи с невозможностью завершения выездной налоговой
проверки организации в течение установленного двухмесячного срока
из-за проведения встречных проверок налоговой инспекцией вынесены
решения о приостановлении выездной налоговой проверки со 2 февраля
по 5 апреля, с 5 апреля по 11 мая, с 1 июня по 25 июня и с 25 июня
по 2 августа 2004 года. Правомерны ли действия налоговой
инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 октября 2004 г. N 11-11н/65937
Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка в
отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового
агента) может проводиться по одному или нескольким налогам и не
может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено
данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый
орган вправе увеличить продолжительность выездной налоговой
проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя
время фактического нахождения проверяющих на территории
проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента. При проведении выездной проверки организаций, имеющих
филиалы и представительства, ее срок увеличивается на один месяц
для проверки каждого филиала и представительства. Во все указанные
сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику
(налоговому агенту) требования о представлении документов в
соответствии со статьей 93 Кодекса и непосредственно их
представлением.
Таким образом, периоды времени, в течение которых должностные
лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, фактически
отсутствовали на территории или в помещении проверяемого
налогоплательщика, не включаются в срок проведения выездной
налоговой проверки.
Указанные факты должны отражаться в справке о проведении
выездной налоговой проверки, а также в акте выездной налоговой
проверки, вручаемом налогоплательщику.
Пунктом 1.10 инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О
порядке составления акта выездной налоговой проверки и
производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и
сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-
16/138, установлено, что если по решению руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была
приостановлена, то в акте проверки приводятся даты и номер
названного решения, а также период, на который проверка была
приостановлена.
Таким образом, при необходимости проведения встречных проверок
и (или) направления запросов в другие организации и учреждения,
располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора,
налоговом агенте), выездная налоговая проверка может быть
приостановлена.
Поэтому действия должностных лиц налоговой инспекции по
приостановлению данной выездной налоговой проверки в связи с
необходимостью проведения встречных проверок являются
правомерными.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.07.2004 N 14-П
указал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет
время фактического нахождения проверяющих на территории
проверяемого налогоплательщика, при этом в него также не
засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования
о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и
представлением им запрашиваемых при проведении проверки
документов. Это означает, что в установленный частью второй статьи
89 НК РФ двухмесячный (в исключительных случаях - трехмесячный)
срок включаются - с тем, чтобы не допустить излишнего обременения
налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления
проверяющим условий для работы, - только те периоды, которые
напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории
налогоплательщика. А именно: время проведения инвентаризации,
осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, выемки документов и
предметов, а также изучения проверяющими документов
налогоплательщика непосредственно на его территории.
Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их
проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной
налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не
продолжают находиться на территории налогоплательщика. Не
засчитывается в него и время, необходимое для оформления
результатов проверки (ст. 100 НК РФ).
Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки
является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся
на территории проверяемого налогоплательщика. Порядок календарного
исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, в этих случаях
не применяется.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|