Вопрос: Организация арендует у своего сотрудника легковой
автомобиль для служебных целей. Вправе ли организация полностью
учесть для целей налогообложения прибыли затраты, выплаченные
сотруднику по договору аренды этого автомобиля, или только в
пределах норматива? Можно ли включать в расходы затраты на
приобретение топлива и горюче-смазочных материалов? Необходимо ли
оформлять путевые листы в данном случае?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2004 г. N 26-12/72753
Минфин России в своем письме от 20.10.2003 N 14-04-12/5
разъясняет, что организации - плательщики налога на прибыль
включают в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, затраты на выплату компенсации работникам за
использование ими личных легковых автомобилей для служебных
поездок. А нормы расходов на указанные выше цели установлены
постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
При заключении договора аренды транспортного средства, в том
числе с работником организации, компенсация, предусмотренная
указанным постановлением, не выплачивается.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по
договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель)
обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату
во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, договор аренды имущества предусматривает уплату
арендатором арендной платы, которая относится к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг
(подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Подпунктом 8 пункта 5.4 Методических рекомендаций по применению
главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ,
утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729,
разъяснено, что размер арендных платежей и порядок их перечисления
определяются договором, заключенным в порядке, установленном
гражданским законодательством.
Согласно статьям 642, 644-646 ГК РФ по договору аренды
транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет
арендатору транспортное средство за плату во временное владение и
пользование без оказания услуг по управлению им и его технической
эксплуатации.
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного
средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние
арендованного транспортного средства, включая осуществление
текущего и капитального ремонта.
Арендатор своими силами и средствами осуществляет управление
арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как
коммерческую, так и техническую.
Следовательно, управление и эксплуатационно-техническое
обслуживание транспортного средства может осуществляться
непосредственно самим арендатором (например, при аренде
автомобиля) либо путем привлечения соответствующих работников,
которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных
(гражданско-правовых) отношениях с арендатором.
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного
средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание
арендованного транспортного средства, его страхование, а также
расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
статье 270 НК РФ), которыми признаются любые экономически
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), понесенные для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. На основании таких
первичных документов ведется бухгалтерский и налоговый учет.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные
документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной
документации. И только для документов, форма которых не указана в
этих альбомах, предусмотрены определенные обязательные реквизиты.
На основании пункта 2 Порядка поэтапного введения в
организациях независимо от формы собственности, осуществляющих
деятельность на территории РФ, унифицированных форм первичной
учетной документации, утвержденного постановлениями Госкомстата
России от 29.05.98 N 57а и Минфина России от 18.06.98 N 27н, с 1
января 1999 года первичные учетные документы принимаются к учету,
если они составлены по унифицированным формам, утвержденным
Госкомстатом России в 1997-1998 годах по согласованию с Минфином
России, Минэкономики России и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти.
Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3) утвержден
постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 "Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету
работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном
транспорте" и в соответствии с указаниями по его заполнению
является первичным документом по учету работы легкового
автотранспорта, а также основанием для начисления заработной платы
водителям.
Таким образом, организация, использующая в своей деятельности
легковой автомобильный транспорт, обязана оформлять путевые листы
легкового автомобиля, содержащие необходимую информацию об
использовании легкового автомобиля, в частности, информацию о
расходе горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов (расход
горючего исходя из марки горючего, нормы расходования и
фактический расход) утвержденной в установленном порядке формы
первичной учетной документации (в данном случае путевого листа
легкового автомобиля) может привести к искажению необходимой для
бухгалтерского и налогового учета информации об основных
показателях работы автомобильного транспорта, используемого
организацией при осуществлении деятельности, в том числе о
расходовании топлива и ГСМ в производственных целях.
Основными показателями для определения количества
израсходованного топлива (ГСМ), затраты на приобретение которого
подлежат учету в цепях налогообложения, являются:
- реальная протяженность маршрута за рабочий день или смену
водителя;
- фактический пробег автомобиля согласно данным спидометра за
рабочий день или смену;
- фактический расход топлива (бензина) на 100 км за рабочий
день или смену;
- нормы потребления топлива (бензина) на 100 км исходя из
утвержденных норм Минтранса России или технических характеристик
конкретного автомобиля (в соответствии с технической документацией
автомобиля).
Учитывая изложенное, затраты организации, произведенные по
договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим
лицом, в том числе затраты на техническое обслуживание, текущий
ремонт, а также затраты на приобретение топлива (ГСМ) для
обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического
пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в
производственных целях и стоимости его приобретения) могут быть
учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|