Вопрос: До мая 2004 года наше предприятие не являлось
плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, соответственно не вело книгу
покупок и книгу продаж. С мая мы стали являться налоговым агентом
по перечислению НДС в связи с арендой помещения у бюджетной
организации.
Просим ответить: должны ли мы вести книги покупок и продаж в
такой ситуации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2004 г. N 24-11/73835
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса
Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость.
При этом согласно пункту 5 поименованной статьи организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются
от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных
настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской
Федерации при предоставлении на территории Российской Федерации
органами государственной власти и управления и органами местного
самоуправления в аренду федерального имущества, имущества
субъектов Российской Федерации и муниципального имущества
налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом
налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом
отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае
налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов,
уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую
сумму налога.
Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на
добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации,
утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000, разъяснено, что
при аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской
Федерации и муниципального имущества арендатор признается
налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению
такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и
управления или органом местного самоуправления, то есть
арендодателем является орган государственной власти и управления
или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают
орган государственной власти и управления (или орган местного
самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не
являющийся органом государственной власти и управления или органом
местного самоуправления.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом
от 14.04.2003 N 03-1-08/1139/26-Н309 разъяснило, что арендатор
государственного (муниципального) имущества, являясь плательщиком
налога на добавленную стоимость, составляет счет-фактуру в одном
экземпляре с пометкой "Аренда государственного имущества".
Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент
фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге
покупок счет-фактура регистрируется только в части арендного
платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в
расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль
организаций, и в соответствующей доле подлежит возмещению из
бюджета налог на добавленную стоимость.
При этом согласно пункту 4 раздела 1 Инструкции по заполнению
декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по
налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по
налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от
21.02.2002 N БГ-3-03/25 (с изменениями и дополнениями), при
исполнении обязанности налогового агента организациями, не
являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в
связи с переходом на упрощенную систему налогообложения в
соответствии с главой 26.2 Кодекса, представляется титульный лист,
разделы 1.2 и 2.2 декларации на налоговый период, установленный
пунктом 2 статьи 163 Кодекса.
Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
Н.В. Желудова
|