УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2004 г. N 26-12/74950
Вопрос: Организация приобретает в сети магазинов METRO товарно-
материальные ценности. Вправе ли организация учитывать для целей
налогообложения прибыли расходы на приобретение товарно-
материальных ценностей на основании выдаваемых этими магазинами
товарных накладных и счетов-фактур?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ при формировании
базы для исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Согласно пунктам 11-14 Методических указаний по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом
Минфина России от 28.12.2001 N 119н, все операции по движению
(поступлению, перемещению, расходованию) запасов должны
оформляться первичными учетными документами.
Формы первичных учетных документов утверждаются:
а) Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с
Минфином России - унифицированные формы первичной учетной
документации;
б) соответствующими министерствами и иными органами федеральной
исполнительной власти - отраслевые формы;
в) организациями - формы первичных документов для оформления
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены
унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении
указанных форм учитывается специфика деятельности этих
организаций.
Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные
реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском
учете":
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен
документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены
дополнительные реквизиты в зависимости от характера операции,
требований соответствующих нормативных актов и методических
указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки
учетной информации.
Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом
оформлены с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь
соответствующие подписи.
При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных
первичных учетных документах соответствующие строки (графы)
прочеркиваются.
Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы,
либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В
организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие
неповторяющихся номеров в течение одного отчетного года.
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и
машинных носителях информации.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утверждены
унифицированные формы первичной учетной документации по учету
торговых операций. Одной из утвержденных форм является товарная
накладная (форма N ТОРГ-12), которая применяется для оформления
продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней
организации.
Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый
экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные
ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр
передается сторонней организации и является основанием для
оприходования этих ценностей.
Учитывая, что товарная накладная и счет-фактура, выдаваемые
магазинами системы METRO, удовлетворяют признакам первичного
учетного документа, они могут являться документом, подтверждающим
осуществление расходов.
Вместе с тем, принимая во внимание, что отпуск товарно-
материальных ценностей указанными магазинами производится
доверенным лицам организации по карте клиента, оформляемой в
соответствии с установленным METRO порядком, лицо, через которое
приобретаются товарно-материальные ценности, должно являться
сотрудником организации на дату заполнения названных документов.
Дополнительными документами для документального подтверждения
расходов, связанных с приобретением товаров в магазинах системы
METRO, служат корешок доверенности на приобретение ценностей в
магазине, авансовый отчет подотчетного лица, регистры
бухгалтерского и налогового учета по оприходованию приобретенных
ценностей.
Кроме того, следует учитывать, что для целей налогообложения
прибыли могут быть признаны только расходы, непосредственно
связанные с получением доходов.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
|