Вопрос: В результате проверки налоговая инспекция выявила
нарушение: организация не пробила чек покупателю. Фирма была
привлечена к административной ответственности по статье 14.5 КоАП
РФ. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2004 г. N 11-24/76021
Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный
реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг. Этого требуют положения
статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники". Статьей 5 данного Закона
предусмотрено, что организации (за исключением кредитных
организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ,
обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые чеки в
момент оплаты.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ
(оказание услуг) организациями торговли либо иными организациями,
осуществляющими реализацию товаров, выполняющими работы либо
оказывающими услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в
качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в
установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет
наложение административного штрафа. Штраф взимается с граждан в
размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; с должностных лиц - в
размере от тридцати до сорока МРОТ; с юридических лиц - в размере
от трехсот до четырехсот МРОТ.
Факт нарушения в рассматриваемой ситуации подтверждается актом
проверки; протоколом об административном правонарушении;
объяснениями генерального директора общества, зафиксированными в
протоколе об административном правонарушении, в которых он не
отрицает факт неприменения ККТ; объяснениями продавца общества,
зафиксированными в акте проверки, в которых продавец также
подтверждает факт применения ККТ.
Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо. И наоборот - привлечение к административной или
уголовной ответственности физического лица не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
Юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена административная ответственность. Однако
при этом им не были приняты все зависящие от него меры по их
соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации организация не приняла все зависящие
от нее меры по соблюдению указанных выше требований
законодательства о применении ККТ и не обеспечила применение ККТ
при осуществлении денежных расчетов с населением. Таким образом,
привлечение общества к административной ответственности в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ за то, что не был пробит и
выдан чек при получении денег от покупателя, правомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|