УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2004 г. N 11-24/80517
Вопрос: Налоговая инспекция привлекла организацию к
административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за
нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций. Основанием для привлечения к ответственности
послужило неоприходование в кассу денежной наличности в результате
несоблюдения требований к оформлению возврата денежных средств
покупателю за возвращенный товар, а также сумм, ошибочно пробитых
по ККТ. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Правомерно ли вынесение постановления по делу об
административном правонарушении в случае, если при указании
обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, руководителем
инспекции допущена техническая ошибка в сумме и дате
неоприходования?
Ответ:
В соответствии с пунктом 4.2 Типовых правил эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N 104,
чеки контрольно-кассовых машин на приобретение товара
действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-
операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями
(клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора
(заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в
данной кассе.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 утвержден
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по
учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых
операций с применением контрольно-кассовых машин, в котором даны
указания по применению и заполнению форм соответствующей первичной
учетной документации, в том числе акта о возврате денежных сумм
покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том
числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) по форме N КМ-3.
В соответствии с данными указаниями форма N КМ-3 применяется в
организациях для оформления возврата денежных сумм покупателям
(клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по
ошибочно пробитым кассовым чекам. В акте должны быть перечислены
номер и сумма каждого чека.
Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с
погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в
бухгалтерию организации и хранится в документах за данное число.
На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам
уменьшается выручка кассы и заносится в журнал кассира-
операциониста (форма N КМ-4). Акт подписывается ответственными
лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом
(секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.
Порядок оформления возврата товара покупателем не в день
покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены
и снятии Z-отчета) определен пунктами 14-16 Порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением
Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. В данном случае возврат
денег осуществляется кассиром только из главной кассы организации
на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии,
имени, отчества и только при предъявлении документа,
удостоверяющего личность (паспорта или документа, его
заменяющего).
При возврате денег покупателю из главной кассы предприятия
составляется расходно-кассовый ордер по форме N КО-2, утвержденной
постановлением Государственного комитета РФ по статистике от
18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету кассовых операций, по учету
результатов инвентаризации", с обязательным указанием фамилии,
имени, отчества покупателя и его паспортных данных или иного
документа, удостоверяющего личность.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании
которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы
принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а
документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны
содержать обязательные реквизиты, перечень которых указан в пункте
2 статьи 9 указанного Закона.
При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или
сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом,
организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки
фактически допускает неоприходование части выручки.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы
с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими
организациями сверх установленных размеров, неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении
порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении
в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет
наложение административного штрафа. Штраф взимается с должностных
лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; с юридических лиц - от
четырехсот до пятисот МРОТ.
Факт нарушения подтверждается протоколом об административном
правонарушении, актом проверки полноты учета выручки, полученной с
применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт, объяснениями
генерального директора организации, зафиксированными в протоколе
об административном правонарушении, в которых он не отрицает факт
нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций.
Юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых предусмотрена административная ответственность,
но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
(ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации организация не приняла все зависящие
от нее меры по соблюдению указанных выше требований
законодательства о порядке работы с денежной наличностью и порядке
ведения кассовых операций и допустила неоприходование в кассу
организации денежной наличности. Таким образом, привлечение
организации к административной ответственности в соответствии со
статьей 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной
наличности правомерно.
Обратите внимание на следующее. В соответствии с частью 1
статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном
правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства,
установленные при рассмотрении дела.
В постановлении по делу об административном правонарушении о
привлечении организации к административной ответственности при
указании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела,
налоговой инспекцией допущена техническая ошибка в сумме и дате
неоприходования. Но в то же время в протоколе по делу об
административном правонарушении при описании события
административного правонарушения зафиксирован факт необоснованного
уменьшения обществом выручки и указаны верная сумма
неоприходования выручки в кассу предприятия и дата нарушения.
Аналогичные обстоятельства зафиксированы в акте проверки
полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт общества.
Таким образом, указанная опечатка не носит существенного
характера, не мешает всесторонне, полно и объективно рассмотреть
дело и не влияет на назначение административного наказания.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|