Вопрос: При проведении налоговой проверки выяснилось, что сумма
выручки, фактически полученной фирмой с применением ККТ, оказалась
больше суммы выручки, учтенной организацией, в связи с тем, что
кассовые чеки, отпечатанные на ККТ, не были отражены в контрольной
ленте и фискальном отчете. Вправе ли налоговая инспекция привлечь
организацию и ее руководителя к административной ответственности
по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2004 г. N 11-24/84444
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой
учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных
учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин,
утвержденным ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты
оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККТ, производится путем сравнения сумм
выручки. А именно: отраженная в фискальном отчете ККТ сумма
выручки, определенная по показаниям секционных счетчиков
(регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированная в
журнале кассира-операциониста, сравнивается с данными кассовой
книги о фактически полученной сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее -
Порядок), который распространяется на все предприятия,
объединения, организации и учреждения независимо от организационно-
правовых форм и сферы деятельности.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 24 Порядка сразу же после получения или выдачи
денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу
кассир производит соответствующую запись в кассовую книгу.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций
за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и
передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной
лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и
расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила). Пунктом
6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир
должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы,
составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом
по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец дня определяется сумма выручки, которая должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленты. Она также должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Факт не оприходованных в кассу организации наличных денежных
средств подтверждается актом проверки, протоколами об
административном правонарушении, фискальным отчетом ККМ,
контрольной лентой (Z-отчетом), отчетом кассира, приходным
кассовым ордером, записями, содержащимися в книге кассира-
операциориста, и кассовыми чеками.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу
денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц -
от 400 до 500 МРОТ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП
РФ).
Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо, равно как и привлечение к административной или
уголовной ответственности физического лица не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной
ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им
административного правонарушения в связи с неисполнением либо
ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Организация не приняла все зависящие от нее меры, а
руководитель организации не исполнил свои служебные обязанности по
соблюдению указанных выше требований порядка ведения кассовых
операций, что повлекло неоприходование в кассу денежной
наличности.
Таким образом, привлечение инспекцией организации и ее
руководителя к административной ответственности в соответствии со
статьей 15.1 КоАП РФ правомерно.
И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|