ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2005 г. N 3-ПП
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(с изм., согл. постановления Правительства Москвы
от 30.08.2005 N 659-ПП)
Разработка среднесрочных и долгосрочных городских целевых
программ (далее - целевые программы) стала в последние годы одним
из широко используемых инструментов планирования бюджетного
процесса в городе Москве.
Принятие Закона города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О
государственных целевых программах в городе Москве" обеспечило
правовую основу для внедрения программно-целевых методов в
практику управления городским хозяйством. За 4 года разработано 80
целевых программ. В настоящее время реализуется 49 программ, из
них 6 долгосрочных программ утверждено законами города Москвы.
С 2002 года бюджет города Москвы планируется с учетом целевых
программ. Если в 2002 году объем бюджетных затрат на их
финансирование составил 37 млрд. руб., то в 2004 году - 130 млрд.
руб. Городской бюджет на 2005 год предусматривает выделение 121
млрд. руб. на финансирование 36 целевых программ.
Реализация целевых программ позволила повысить эффективность и
целенаправленность расходов городского бюджета. Осуществленный в
городе переход к составлению перспективных финансовых планов
создал возможности для повышения качества и обоснованности
программ.
Вместе с тем как содержание отдельных целевых программ, так и
организация работы по их выполнению имеют целый ряд серьезных
недостатков.
В некоторых целевых программах нечетко определены задачи,
которые предстоит решить для достижения поставленных целей, плохо
проработаны мероприятия, необходимые для реализации программ, не
соответствует реальным возможностям их финансовое обеспечение.
Неудовлетворительно поставлены контроль и отчетность о
выполнении программ. Отчеты о ходе выполнения программных
мероприятий представляются несвоевременно. Многие отчеты содержат
сведения об освоении бюджетных средств, но не сообщают о
достигнутых при этом результатах. Распространению такой практики
способствовало то, что в ряде среднесрочных и долгосрочных
городских целевых программ конкретные измеряемые результаты
отнесены на последний год реализации. Отсутствие в этих программах
ежегодных промежуточных результатов не позволяет оценивать ход их
выполнения и принимать решение о целесообразности дальнейшей
реализации.
Некоторые департаменты, комитеты и управления, закладывая в
целевые программы заведомо нереальные и не соответствующие
возможностям города задачи, стали использовать эти программы для
выдвижения требований о выделении дополнительных бюджетных
средств.
В целях расширения применения программно-целевых методов в
интересах повышения эффективности расходования бюджетных средств
Правительство Москвы постановляет:
1. Считать совершенствование программно-целевых подходов
необходимым шагом к переходу от управления бюджетными затратами к
управлению результатами, к повышению ответственности за результаты
работы, финансируемой из бюджета.
Рассматривать целевые программы в качестве составного элемента
системы общегородского стратегического планирования, инструмента
достижения целей, обозначенных Генеральным планом развития города.
2. Установить, что:
2.1. Проекты целевых программ должны содержать:
- характеристику проблемы и оценку сложившейся ситуации;
- цель реализации программы, выраженную в конкретной измеряемой
форме;
- задачи, которые необходимо решить для достижения цели;
- мероприятия (технические, инвестиционные, политические,
информационные и другие), которые необходимо реализовать для
решения задачи, и конкретный результат, который должен быть
получен вследствие реализации этих мероприятий;
- обоснование требуемых финансовых и других ресурсов,
необходимых для достижения конкретного результата;
- оценку внешних факторов (организационных, финансовых,
технологических, социального состава населения, развитости
инфраструктуры, инвестиционной привлекательности территории),
которые могут влиять на достижение поставленных целей;
- сценарии возможного хода реализации программы
(оптимистический, реалистический, пессимистический) в зависимости
от изменения внешних факторов;
- этапы и сроки их выполнения;
- описание параметров, используемых для оценки хода выполнения
программы.
2.2. Решение о разработке новой целевой программы оформляется
распоряжением Правительства Москвы при наличии обоснования
необходимости предлагаемой программы и оценки ее влияния на
социально-экономическое развитие города.
2.3. Вновь разработанные целевые программы рассматриваются
Правительством Москвы при условии:
- соответствия запрашиваемых финансовых ресурсов перспективному
финансовому плану города;
- назначения персонального руководителя программы, отвечающего
за результаты ее реализации и обладающего правом вносить
предложения об изменении размеров финансовых ресурсов,
направляемых на решение отдельных задач целевой программы;
- создания при руководителе программы координационного совета в
тех случаях, когда программа носит межотраслевой характер;
- наличия заключения независимой экспертизы (Контрольно-счетной
палаты Москвы и другой экспертной организации).
2.4. Государственный заказчик или координатор целевой программы
представляет Департаменту экономической политики и развития города
Москвы и Департаменту финансов города Москвы:
- ежегодно до 1 марта отчет о выполнении целевой программы с
указанием причин срыва сроков намеченных мероприятий и
несоответствия результатов финансовым затратам, а также
предложения о наказании руководителей подразделений, ответственных
за выявленные нарушения;
- до 1 апреля года, предшествующего планируемому, заявки на
финансирование целевых программ по установленной форме.
2.5. Департамент экономической политики и развития города
Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы в
материалах проекта бюджета на соответствующий год представляет
Правительству Москвы предложения о выделении средств на
финансирование целевых программ, а также о приостановлении
финансирования отдельных программ.
3. Заказчикам (заказчикам-координаторам) городских целевых
программ:
3.1. Провести анализ актуальности и финансовой обеспеченности
мероприятий, предусмотренных ранее утвержденными целевыми
программами.
3.2. Провести экспертизу предусмотренных в целевых программах
мероприятий на предмет их соответствия действующему федеральному
законодательству.
3.3. С учетом анализа, выполненного в соответствии с пунктами
3.1 и 3.2, и в соответствии с требованиями пункта 2 настоящего
постановления произвести корректировку ранее утвержденных целевых
программ, согласовать вносимые изменения с Департаментом
экономической политики и развития города Москвы и до 1 июля 2005
года внести на рассмотрение Правительства Москвы в установленном
порядке.
3.4. До 1 февраля 2005 года по долгосрочным программам,
утвержденным до введения в действие Закона города Москвы от 11
июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе
Москве", внести в установленном порядке предложения о сокращении
сроков реализации программных мероприятий в пределах,
установленных для среднесрочных программ (до 3 лет), или
представить их в установленном порядке для утверждения в
Московскую городскую Думу.
4. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы:
4.1. Представить в I квартале 2005 года на утверждение
Правительства Москвы порядок разработки, утверждения,
финансирования и контроля за ходом реализации целевых программ в
соответствии с требованиями пункта 2.
4.2. До 1 февраля 2005 года обеспечить разработку и утвердить в
установленном порядке техническое задание на подсистему "Городские
целевые программы" в составе второй очереди автоматизированной
информационной системы управления бюджетным процессом (АИС УБП-2),
предусмотрев сдачу в эксплуатацию указанной подсистемы в IV
квартале 2005 года.
5. Департаменту финансов города Москвы при подготовке проекта
закона города Москвы "О детализации бюджетной классификации"
предусмотреть кодификацию расходов бюджета на реализацию целевых
программ.
6. Исключен. - Постановление Правительства Москвы от 30.08.2005
N 659-ПП.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка
Ю.В.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV
квартале 2005 года.
И.о. Мэра Москвы
В.П. Шанцев
|