Вопрос: Организация применяет упрощенную систему
налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на
величину расходов. Вправе ли организация списать на расходы в
соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса РФ:
- НДФЛ;
- страховой взнос в Пенсионный фонд (накопительную и страховую
части);
- страховой взнос на обязательное социальное страхование (от
несчастных случаев)?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 марта 2005 г. N 18-11/3/16028
При определении объекта налогообложения налогоплательщик,
выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные
на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на
предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ расходы.
В частности, подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ
предусмотрены расходы на оплату труда и выплату пособий по
временной нетрудоспособности, а также расходы на обязательное
страхование работников и имущества, включая страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с
законодательством РФ.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ и пункту
2 статьи 346.17 НК РФ указанные расходы принимаются при условии их
соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и
применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на
прибыль организаций статьями 255 и 263 НК РФ, и после фактической
оплаты.
Статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда
включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или
условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,
расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные
нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и
(или) коллективными договорами.
Следует учесть, что на основании статьи 226 НК РФ российские
организации, от которых или в результате отношений с которыми
налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой же
статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить
сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с
учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Указанные
российские организации именуются налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ организации,
применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей
налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Следовательно, при выплате дохода в виде заработной платы
физическим лицам, являющимся работниками, работодатели,
применяющие УСН, являющиеся налоговыми агентами, также обязаны
исчислить, удержать у налогоплательщика - физического лица и
уплатить сумму НДФЛ с полученных доходов, то есть с заработной
платы, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и
удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке
наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня
перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета
налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в
банках. При этом пунктом 9 статьи 226 НК РФ установлено, что
уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.
Таким образом, суммы исчисленного, удержанного и перечисленного
в бюджет НДФЛ в виде заработной платы работников являются для
организаций-работодателей составной частью начисленного физическим
лицам дохода в виде заработной платы за отчетный (налоговый)
период. Следовательно, указанные суммы НДФЛ организации,
применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть для целей
налогообложения единым налогом в составе расходов на оплату труда.
При отнесении на расходы, учитываемые для целей налогообложения
единым налогом, затрат на выплату пособий по временной
нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ,
предусмотренных второй частью подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16
НК РФ, необходимо иметь в виду, что они принимаются при условии их
соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и
после их фактической оплаты.
Порядок выплаты указанных пособий установлен Федеральным
законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по
обязательному социальному страхованию граждан, работающих в
организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих
специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий
граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 190-ФЗ гражданам, работающим по
трудовым договорам, заключенным с организациями или
индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН либо
являющимися плательщиками ЕНВД или единого сельскохозяйственного
налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением
пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным
случаем на производстве или профессиональным заболеванием)
выплачивается за счет следующих источников:
- средств ФСС России, поступающих от единого
сельскохозяйственного налога, ЕНВД для отдельных видов
деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
- в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный
месяц 1 МРОТ, установленного федеральным законом;
- средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1
МРОТ, установленный федеральным законом.
Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его
назначение и выплата работникам, указанным в первой части статьи 2
Закона N 190-ФЗ, осуществляются в соответствии с общими правилами,
установленными нормативными правовыми актами о пособиях по
государственному социальному страхованию. К ним, в частности,
относятся постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О
пособиях по государственному социальному страхованию", Положение о
порядке обеспечения пособиями по государственному социальному
страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от
12.11.84 N 13-6, Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального страхования".
Таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой
выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует
понимать сумму средств, израсходованную организацией в течение
отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий
по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный
календарный месяц 1 МРОТ, установленный законодательством РФ.
При этом на основании пункта 2 статьи 346.17 НК РФ датой
отражения в Книге учета доходов и расходов понесенных
налогоплательщиком расходов на выплату пособий по временной
нетрудоспособности будет являться дата фактической выплаты
пособия.
При отнесении на расходы затрат на выплату пособий по временной
нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ в случае
добровольной уплаты в ФСС России страховых взносов на социальное
страхование работников на случай временной нетрудоспособности в
порядке, установленном Правительством РФ, необходимо учитывать
разъяснения Минфина России от 18.10.2004 N 07-05-12/25.
В соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса РФ при
учете затрат на обязательное пенсионное страхование работников в
целях налогообложения единым налогом учитываются затраты по всем
видам обязательного страхования при наличии документов,
подтверждающих оплату понесенных расходов и соответствующих
договоров страхования, и не учитываются расходы на добровольное
страхование.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
рассчитываются в порядке, установленном Федеральным законом от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), по ставкам,
указанным в статьях 22 и 33 этого Закона.
На основании статьи 24 Закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов
исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении
каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая
процентная доля базы для начисления страховых взносов,
устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок,
установленный для получения в банке средств на оплату труда за
истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату
труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-
го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется
авансовый платеж по страховым взносам.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ установлено, что объектом
обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых
взносов являются объект налогообложения и налоговая база по
единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ. При
этом организациям, перешедшим на упрощенную систему, необходимо
иметь в виду, что норма пункта 3 статьи 236 НК РФ на них не
распространяется.
Согласно статье 243 Налогового кодекса РФ данные о суммах
исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по страховым
взносам организация должна отражать в расчете, представляемом не
позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в
налоговый орган по форме, утвержденной приказом МНС России от
28.03.2002 N БГ-3-05/153.
Таким образом, учитывая, что при упрощенной системе
налогообложения налогоплательщиками применяется кассовый метод
признания доходов и расходов, расходы на обязательное пенсионное
страхование учитываются по дате фактического перечисления
страховых взносов при наличии указанного в предыдущем абзаце
расчета и платежных документов.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
рассчитываются в порядке, установленном Федеральным законом от
24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(далее - Закон N 125-ФЗ) и Правилами начисления, учета и
расходования средств на осуществление обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила).
В соответствии с Законом N 125-ФЗ страхователями (лицами,
обязанными уплачивать страховые взносы) являются юридические лица
либо физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
При этом обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового
договора (контракта), заключенного со страхователем;
- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-
правового договора, если в соответствии с заключенным договором
страхователь обязан уплатить страховщику страховые взносы.
Пунктом 6 Правил определено, что суммы страховых взносов
перечисляются страхователями, нанимающими работников по трудовому
договору (контракту), ежемесячно в срок, установленный для
получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях
средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а
страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на
основании заключенных гражданско-правовых договоров, - в срок,
установленный самим страховщиком.
Таким образом, учитывая, что налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения, признают доходы и расходы по
кассовому методу, расходы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний учитываются по дате фактического перечисления
страховых взносов при наличии документов, подтверждающих оплату и
обоснованность произведенных расходов.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
|