Вопрос: Российская организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения, выплачивает доход иностранной организации -
резиденту Ирландии за оказание услуг по обновлению программного
обеспечения. Должна ли организация удержать налог на доходы
иностранных организаций от источников в РФ? Применяется ли в этом
случае Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы от 29.04.94?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 марта 2005 г. N 20-12/17365
Согласно пункту 5 статьи 346.11 НК РФ организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не
освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов,
предусмотренных статьей 24 НК РФ.
Положениями статьи 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты
обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
(внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ при
выплате иностранным организациям доходов, перечисленных в пункте 1
статьи 309 НК РФ, организация, применяющая УСН, обязана удерживать
налоги по ставкам, установленным статьей 284 НК РФ, и перечислять
их в доход федерального бюджета при каждой выплате дохода.
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм
международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся
налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или)
сборах.
Если иностранная организация является резидентом государства, с
которым РФ имеет действующее соглашение об избежании двойного
налогообложения, то доходы, которые она получает от источника в
РФ, подлежат налогообложению в порядке, установленном соглашением,
при условии соблюдения этой иностранной организацией процедур,
предусмотренных пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
В пункте 2 статьи 309 НК РФ установлено, что доходы, полученные
иностранной организацией от продажи товаров, имущественных прав,
иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских
организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого
имущества, находящегося на территории РФ, и доходов от реализации
недвижимого имущества, находящегося на территории РФ), а также от
осуществления работ и оказания услуг на территории РФ, и не
приводящие к образованию постоянного представительства в РФ,
обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Таким образом, при получении иностранной организацией дохода от
оказания разовой услуги по обновлению программного обеспечения, не
приводящей к образованию постоянного представительства, от
российской организации, применяющей УСН, у последней не возникает
обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы
иностранных организаций от источников в РФ. Кроме того, в случае
получения указанного дохода, который не подлежит налогообложению у
источника выплаты в РФ, налоговое законодательство не обязывает
иностранную организацию (получателя дохода), которая является
резидентом государства, имеющего с РФ действующее соглашение об
избежании двойного налогообложения, представлять подтверждение
постоянного местопребывания, предусмотренное пунктом 1 статьи 312
НК РФ.
Однако следует учесть, что освобождение дохода, получаемого
иностранной организацией от источника в РФ, от налогообложения в
соответствии с международным соглашением об избежании двойного
налогообложения или российским налоговым законодательством не
освобождает источник выплаты этого дохода от других обязанностей
налогового агента, установленных статьей 24 НК РФ. В частности,
налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам
доходов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а
также представлять в налоговый орган по месту своего учета
документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно пункту 4 статьи 310 НК РФ налоговый агент по итогам
отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для
представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет
информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и
удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в
налоговый орган по месту своего нахождения по форме,
устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных
иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена
приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286.
Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о
суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных
налогов утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-
23/275. В соответствии с данной инструкцией налоговый расчет
составляется в отношении любых выплат доходов от источников в РФ в
пользу иностранной организации. То есть он составляется и
представляется в налоговые органы и в том случае, когда доходы,
выплачиваемые иностранной организации, не подлежат налогообложению
в РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Желудова
|