МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2005 г. N 82
О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21
июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Московская городская Дума постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации части 3
статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29
декабря 2004 года N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст. 16) и подпункта 42 пункта 2
статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 42, ст. 5005).
2. Утвердить текст запроса (приложение).
3. Поручить Председателю Московской городской Думы В.М.
Платонову представлять Московскую городскую Думу при рассмотрении
указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
4. Поручить Аппарату Московской городской Думы оплатить
государственную пошлину в размере, определенном Федеральным
конституционным законом "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 13 апреля 2005 г. N 82
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА N 190-ФЗ И ПОДПУНКТА 42
ПУНКТА 2 СТАТЬИ 26.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ОКТЯБРЯ
1999 ГОДА N 184-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции
Российской Федерации, статьями 84-87 Федерального конституционного
закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации" Московская городская Дума обращается в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии
Конституции Российской Федерации части 3 статьи 3
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004
года N 190-ФЗ и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено, что
"законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области
градостроительной деятельности, не могут противоречить
Градостроительному кодексу Российской Федерации".
В подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6
октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"
установлено, что вопросы градостроительного законодательства
относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе
соответствия части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и подпункта
42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации.
Законодательство в области архитектуры и градостроительства не
содержится в перечнях вопросов, отнесенных статьями 71 и 72
Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации и
совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации. По смыслу статьи 73 Конституции Российской Федерации
законодательство в области архитектуры и градостроительства
относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации, и
субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти по вопросам архитектуры и
градостроительства. Субъекты Российской Федерации осуществляют по
данным вопросам собственное правовое регулирование в соответствии
с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, и в случае
противоречия между федеральным законом и нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации в области архитектуры и
градостроительства в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции
Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации.
Ранее в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 7 мая
1998 года N 73-ФЗ федеральный законодатель полностью учел
требования Конституции Российской Федерации.
Так, в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ градостроительная деятельность
определена как "деятельность государственных органов, органов
местного самоуправления, физических и юридических лиц в области
градостроительного планирования развития территорий и поселений,
определения видов использования земельных участков,
проектирования, строительства и реконструкции объектов
недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и
государственных интересов, а также национальных, историко-
культурных, экологических, природных особенностей указанных
территорий и поселений".
При этом в пункте 3 статьи 2 Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ был установлен
закрытый перечень вопросов, относящихся к области
градостроительной деятельности, по которым нормативные правовые
акты субъекта Российской Федерации должны приводиться в
соответствие с федеральными законами (часть 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации). Это вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами, а также вопросы в области
природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых
природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения
экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и
ликвидации их последствий.
Также в статье 1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ к правовым институтам
градостроительства были отнесены градостроительное планирование
развития территорий и поселений, определение видов использования
земельных участков, проектирование, строительство и реконструкция
объектов недвижимости. При регулировании данных вопросов субъекты
Российской Федерации были наделены всей полнотой государственной
власти, и в случае противоречия соответствующих норм законов
субъектов Российской Федерации нормам законов Российской Федерации
в соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции Российской
Федерации должны были применяться нормы законов субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской
Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ большинство субъектов
Российской Федерации создало собственные институты
законодательного регулирования в области градостроительной
деятельности, способствующие реализации заложенных в Конституции
Российской Федерации принципов. Известно, что климатические
особенности городов и регионов России (Норильск и Сочи, Астрахань
и Петропавловск-Камчатский), их национально-культурные традиции
(Татарстан, Тыва, Дагестан, Калининград, Москва, Санкт-Петербург)
делают нецелесообразным установление централизованного
градостроительного регулирования по целому ряду вопросов.
При этом в нарушение требований статьи 73 Конституции
Российской Федерации в части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено
законодательное регулирование всех без исключения вопросов в
области градостроительной деятельности в соответствии с частью 5
статьи 76 Конституции Российской Федерации. Это указывает на
противоречащую Конституции Российской Федерации попытку изъятия в
одностороннем порядке конституционных полномочий у субъектов
Российской Федерации. Таким образом, часть 3 статьи 3
Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации необходимо изложить в следующей
редакции:
"Нормы законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по вопросам владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, особо
охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры,
обеспечения экологической безопасности, предупреждения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий не могут
противоречить соответствующим нормам Градостроительного кодекса
Российской Федерации".
Отнесение в подпункте 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
вопросов градостроительного законодательства к предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации противоречит статьям 72 и 73 Конституции Российской
Федерации.
Таким образом, неопределенность в вопросе соответствия части 3
статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и
подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября
1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации
заключается в том, что вопросы в области градостроительной
деятельности не относятся к ведению Российской Федерации и
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а являются исключительно предметом ведения субъектов
Российской Федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель не вправе устанавливать положения о том,
что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в
области градостроительной деятельности не могут противоречить
Градостроительному кодексу Российской Федерации, за исключением
тех частей, которые представляют собой комплексные правовые
институты с другими отраслями законодательства, относящегося к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Ранее в постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 18 июля 2003 года N 13-П "По делу о проверке
конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26,
251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан,
Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда
Республики Татарстан" указывалось на невозможность нарушения
конституционных принципов федеративного устройства Российской
Федерации текущим федеральным регулированием посредством законов,
недопустимость неправомерного вмешательства федерального
законодательства в сферу исключительной компетенции субъектов
Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, на основании части 2 статьи 125
Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская
городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации
проверить содержание норм части 3 статьи 3 Градостроительного
кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и
подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября
1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" на соответствие статьям 71, 72,
73, 76 Конституции Российской Федерации.
|