Вопрос: В результате проверки налоговая инспекция выявила
нарушение: продавец организации не пробил кассовый чек покупателю.
В ходе проверки инспектор одновременно составил два документа:
- акт проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ;
- акт по форме КМ-9 о наличии в кассе магазина излишек денежных
средств на сумму, полученную за продажу товара без применения ККМ.
Организация была привлечена к административной ответственности
по статьям 14.5 и 15.1 КоАП РФ. Правомерны ли действия инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2005 г. N 09-24/26752
Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный
реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг. Этого требуют положения
статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники" (далее - Закон).
Согласно статье 7 Закона налоговые органы осуществляют контроль
за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями
требований Закона.
По результатам проведения проверки соблюдения организациями и
индивидуальными предпринимателями требований Закона составляется
акт, в котором фиксируется выявленное нарушение или его
отсутствие. Кроме того, в рамках проведения проверки составляется
акт по форме КМ-9 "О проверке наличия денежных средств кассы",
утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с
Минфином России и Минэкономики России от 25.12.98 N 132 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации
торговых операций", в котором фиксируется наличие недостачи или
излишек денежных средств в денежном ящике ККТ. Излишки денежных
средств должны быть оприходованы по учету с отнесением на
результаты хозяйственной деятельности.
В статье 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что организации и
индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие
работы либо оказывающие услуги без применения в установленных
законом случаях контрольно-кассовых машин, могут быть оштрафованы.
Административный штраф взимается с граждан в размере от 15 до 20
МРОТ, с должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, с юридических лиц - от
300 до 400 МРОТ.
В случае выявления налоговым органом факта продажи товара без
применения ККТ, выразившегося в непробитии чека продавцом
организации, данная организация и продавец подлежат привлечению к
административной ответственности в соответствии со статьей 14.5
КоАП РФ.
Зафиксированный в акте по форме КМ-9 факт наличия излишек
денежных средств в денежном ящике ККТ, свидетельствующий о
возможности неприменения продавцом ККТ при продаже товара, сам по
себе не является основанием для привлечения организации и ее
руководителя к административной ответственности по статье 15.1
КоАП РФ. Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу
денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц -
от 400 до 500 МРОТ.
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок)
утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 и
доведен письмом ЦБ РФ от 04.10.93 N 18.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
На основании пунктов 3, 22 и 23 Порядка поступление и выдачу
наличных денег предприятие учитывает в кассовой книге. Согласно
пункту 24 Порядка кассир сразу же должен отмечать в кассовой книге
получение или выдачу денег по каждому ордеру или другому
заменяющему его документу.
Предприятие должно оприходовать денежную наличность в кассу в
день ее поступления.
Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в
кассу предприятия считается совершенным в день, следующий за днем
поступления наличности.
В Методических рекомендациях по использованию данных учета
выручки, полученных с применением ККМ, утвержденных письмом ЦБ РФ
от 18.08.93 N 51, сказано, что проверка полноты оприходования
(неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных
средств, полученных с применением ККТ, производится путем
сравнения выручки. А именно: данные, отраженные в фискальном
отчете ККМ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных
счетчиков (регистров) ККМ на начало и конец рабочего дня и
отраженной в журнале кассира-операциониста, сравниваются с данными
кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
По результатам указанной проверки составляется акт, в котором
фиксируется факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу
денежной наличности, что является основанием для решения вопроса о
применении к организации и ее руководителю статьи 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, в случае установления налоговым органом
неприменения организацией ККТ при продаже товара, выразившегося в
непробитии продавцом чека, и выявления излишек денежных средств,
находящихся в денежном ящике ККТ, одновременное привлечение
организации к административной ответственности по статьям 14.5 и
15.1 КоАП РФ без установления факта неоприходования указанных
денежных средств в кассу предприятия неправомерно.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина
|