Вопрос: Должностными лицами территориальной налоговой инспекции
проведена проверка общества по вопросу исполнения Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт".
Постановлением Инспекции общество привлечено к административной
ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс) за продажу
товара без применения контрольно-кассовой машины, выразившееся в
непробитии продавцом-кассиром общества кассового чека и невыдаче
его покупателю.
Правомерно ли Инспекцией привлечено общество к административной
ответственности за данное административное правонарушение?
Соблюден ли Инспекцией порядок проведения проверки?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2005 г. N 09-24/28187
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее - Закон) контрольно-кассовая
техника, включенная в Государственный реестр, применяется на
территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 Закона предусмотрено, что организации (за исключением
кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели,
применяющие ККМ, обязаны в том числе выдавать покупателям
(клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые
чеки в момент оплаты.
Согласно статье 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ
либо оказание услуг в организациях торговли либо иных
организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих
работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами,
зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей,
без применения в установленных Законом случаях контрольно-кассовых
машин влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты
труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных
размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до
четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Из представленных в Управление материалов следует, что при
проведении 21.02.2005 проверки торговой точки общества торговая
деятельность осуществлялась. При продаже салфетки для ухода за
очками по цене 20 рублей продавцом-кассиром принята денежная
наличность в сумме 20 рублей. При этом кассовый чек по ККМ не
отпечатан и не выдан покупателю, что является нарушением пункта 1
статьи 2 и статьи 5 Закона.
При несоблюдении продавцом своих обязательств перед покупателем
к административной ответственности привлекается предприятие,
поскольку работник в данном случае вступает в правоотношение с
покупателем от имени предприятия, т.е. стороной в договоре купли-
продажи является именно предприятие.
Частью 3 статьи 2.1 Кодекса предусмотрено, что назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо, равно как и привлечение к административной или
уголовной ответственности физического лица не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо
признается виновным в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась возможность для
соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом
или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общество не приняло все зависящие от него меры
по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о ККТ и не
обеспечило применение ККМ при осуществлении наличных денежных
расчетов.
Факт совершения указанного административного правонарушения
подтверждается актом проверки, протоколом об административном
правонарушении, X-отчетом, актом по форме КМ-9.
Таким образом, привлечение Инспекцией к административной
ответственности общества в соответствии со статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
правомерно.
Изложенные в жалобе генерального директора общества доводы о
нарушении порядка проведения проверки несостоятельны. Проверка
Инспекцией проведена согласно действующему законодательству, в
соответствии с которым присутствие в подобных проверках работника
ЦТО и руководителя проверяемого объекта не обязательно. В данном
случае при проведении проверки присутствовал работник общества
продавец-кассир, которая под роспись ознакомлена с поручением о
проведении проверки. При подписании акта проверки и составленного
в отношении ее протокола об административном правонарушении она
замечаний не имела. Факт допущенного правонарушения объясняла тем,
что она якобы не является работником данного общества. Однако
согласно представленной вместе с жалобой копии приказа она принята
на должность продавца-кассира и зачислена в штат общества
01.02.2005. Протокол в отношении общества составлен в присутствии
законного представителя общества - генерального директора,
которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса.
При подписании протокола он замечаний не имел. В протоколе
указано, что свидетелей правонарушения не имеется. Процессуальные
действия, предусматривающие присутствие понятых, по делу не
проводились, поэтому ссылка его о проведении проверки в отсутствие
понятых необоснованна, как и ссылка на отсутствие записи о
проведенной проверке в журнале по форме КМ-8, поскольку в данном
журнале ведется учет вызова специалистов центра технического
обслуживания и регистрации выполненных ими работ. В ходе проверки
проверяющими снят X-отчет, в соответствии с которым сумма продаж
за смену на момент проверки составила 00 руб. 00 коп.
Заместитель руководителя
УФНС России по г. Москве
советник налоговой службы РФ I ранга
А.Г. Луканина
|