Вопрос: Должностными лицами налоговой инспекции проведена
проверка общества по вопросу полноты оприходования (неполного
оприходования) в кассу наличных денежных средств.
Постановлением Инспекции общество привлечено к административной
ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение
порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых
операций, выразившееся в неоприходовании в кассу предприятия
денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовых
машин при оказании услуг общественного питания, а именно
полученные от реализации продукции наличные денежные средства
приходовались в кассу не в день их получения, а на следующий день.
Правомерно ли Инспекцией привлечено общество к административной
ответственности за данное административное правонарушение?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 3 мая 2005 г. N 09-24/31061
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета
выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей. Проверка полноты оприходования (неполного
оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККМ, согласно Методическим рекомендациям
по использованию данных учета выручки, полученных с применением
ККМ, утвержденным Центральным банком России (далее - Банк России)
от 18.08.93 N 51, производится путем сравнения выручки по данным,
отраженным в фискальном отчете ККМ, суммы выручки, определенной по
показаниям секционных счетчиков (регистров) ККМ на начало и конец
рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и
данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее -
Порядок), который распространяется на все предприятия,
объединения, организации и учреждения независимо от организационно-
правовых форм и сферы деятельности.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными
деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую
книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККМ.
В соответствии с пунктами 22-23 Порядка все поступления и
выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая
должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или
мастичной печатью.
Согласно пункту 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся
кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому
ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце
рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит
остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию
в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в
кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми
документами под расписку в кассовой книге.
Минфином России утверждены 30.08.93 N 104 Типовые правила
эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением
(далее - Типовые правила).
Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии
предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку
вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному)
кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККМ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Из представленных материалов следует, что согласно данным
ежедневных сменных отчетов гашения ККМ (Z-отчеты) денежная
выручка, полученная организацией с использованием трех контрольно-
кассовых машин за 14.03.2005 соответственно составила 4330,00;
16325,00; 5500,00 рубля, за 15.03.2005 - 4500,00 рубля. Из
приходных кассовых ордеров и вкладных листов кассовой книги
следует, что указанные денежные средства организацией оприходованы
не в день их получения, а на следующий день соответственно
15.03.2005 и 16.03.2005. Вместе с тем из представленных
организацией документов и письменных пояснений генерального
директора и главного бухгалтера следует, что в соответствии с
приказом по обществу с 01.12.2003 режим работы сотрудников
пиццерии и кафе установлен с 11 до 23 часов, а руководителя
предприятия, работников бухгалтерии - с 9 до 18 часов. Полученная
организацией 14.03.2005 и 15.03.2005 денежная выручка сдана в
кассу предприятия до начала работы следующей смены пиццерии и
кафе, то есть до 11.00 следующего дня и, таким образом,
оприходована в полном объеме.
При указанных обстоятельствах нарушение организацией порядка
ведения кассовых операций не повлекло неоприходование в кассу
денежной наличности.
Следовательно, в действиях общества отсутствует событие
административного правонарушения, что согласно пункту 1 статьи
24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по
делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение Инспекцией к административной
ответственности общества за неоприходование в кассу денежной
наличности в соответствии со статьей 15.1 Кодекса неправомерно.
Заместитель руководителя
УФНС России по г. Москве
советник налоговой службы РФ I ранга
В. Третьякова
|