МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ОБРАЩЕНИЕ
от 23 мая 2005 г. N 12
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 163897-3 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ"
Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В. Грызлову
Уважаемый Борис Вячеславович!
На территории города Москвы с 1 октября 2001 года по 30 декабря
2003 года проводился эксперимент по отработке взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти города Москвы в области охраны окружающей природной среды.
Целью эксперимента было усиление борьбы с экологическими
правонарушениями и повышение эффективности государственного
контроля за состоянием окружающей природной среды.
В связи с этим в структуре Главного управления внутренних дел
города Москвы по согласованию с Правительством Москвы было создано
Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны
окружающей природной среды, финансируемое за счет средств бюджета
города Москвы.
Эксперимент показал острую необходимость взаимодействия органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти города Москвы по вопросам контроля за
соблюдением законодательства в области охраны окружающей природной
среды и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения для
обеспечения экологической безопасности и правопорядка на
территории города Москвы.
В 2002 году в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации был внесен проект федерального закона N
163897-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О милиции", в соответствии с которым на милицию
возлагались задачи по обеспечению экологической безопасности. На
данный законопроект были получены положительные заключения
Комитета Государственной Думы по экологии и Комитета
Государственной Думы по безопасности.
Правительство Российской Федерации подготовило заключение на
указанный законопроект, в котором говорилось о нецелесообразности
внесения предлагаемых изменений в связи с тем, что:
1) задача по обеспечению экологической безопасности является
составной частью обеспечения общественной безопасности;
2) возложение на милицию обязанностей по осуществлению
экологического контроля приведет к дублированию функций уже
созданных органов, осуществляющих государственный экологический
контроль;
3) создание подразделений экологической милиции потребует
дополнительных затрат из федерального бюджета.
Данные замечания Правительства Российской Федерации по
законопроекту представляются ошибочными, так как:
1) Концепция национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января
2000 года N 24, рассматривает общественную и экологическую
безопасность как два самостоятельных объекта защиты интересов
общества и государства;
2) обеспечение экологической безопасности - это не только
осуществление экологического контроля, но и деятельность по
выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию преступлений
и административных правонарушений в сфере экологии,
природопользования и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, что входит в компетенцию милиции;
3) в настоящее время органами исполнительной власти более чем в
20 субъектах Российской Федерации на основании части 6 статьи 9
Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О
милиции" созданы специализированные природоохранные подразделения
милиции общественной безопасности, финансируемые за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Так как предлагаемые изменения в действующее законодательство
не вменяют субъектам Российской Федерации в непременную
обязанность образовывать специализированные подразделения по
борьбе с экологическими правонарушениями, представляется
целесообразным предоставить субъектам Российской Федерации право
выбора: создать вышеуказанные подразделения либо перераспределить
задачи по обеспечению экологической безопасности между имеющимися
органами внутренних дел.
Введение в круг задач органов внутренних дел функции по
обеспечению экологической безопасности и санитарно-
эпидемиологического благополучия населения в части выявления,
предупреждения, пресечения и расследования экологических
правонарушений создаст необходимые правовые условия для
деятельности указанных органов и устранит имеющийся правовой
пробел в действующем законодательстве.
Необходимо отметить, что в ходе проведения реформы по
перераспределению функций государственного контроля в области
охраны окружающей среды между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления сложилась
реальная угроза потери контроля за безусловным соблюдением
требований законодательства в этой области и, как следствие,
возникновения правового нигилизма.
Это вызвано тем, что в соответствии со статьей 140 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" с 1 января 2006 года государственный экологический
контроль будет осуществляться на федеральном уровне
(негосударственный экологический контроль будет возложен на органы
местного самоуправления, реорганизация которых в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" должна завершиться к 1 января 2006 года).
То есть с 2006 года органы государственной власти субъекта
Российской Федерации не будут иметь права осуществлять
экологический контроль, а федеральные органы государственной
власти, скорее всего, не будут иметь такой возможности в связи с
отсутствием необходимого финансирования, достаточных сил и средств
(например, штатная численность Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
в целом по России составляет 1640 человек). Поэтому представляется
целесообразным законодательно возложить на органы внутренних дел
функции по обеспечению экологической безопасности.
В связи с изложенным просим Вас рассмотреть возможность
проведения повторных парламентских слушаний по проекту
федерального закона N 163897-3 "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О милиции".
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
|