ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2005 г. N 482-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 июля
2003 г. N 542-ПП "О корректировке мероприятий по реализации
Московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004
годы" и распоряжением Правительства Москвы от 16 апреля 2004 г. N
715-РП "О государственном заказе на разработку Комплексной целевой
программы регулирования демографических процессов в городе Москве
и проведение открытого конкурса юридических лиц на право
заключения контракта на выполнение работ" подготовлен проект
Концепции демографического развития города Москвы.
Объективно оценивая сложившуюся демографическую ситуацию в
городе и учитывая геополитические последствия влияния
демографических процессов, протекающих в столице, на
общероссийские тенденции Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию демографического развития города Москвы
(далее - Концепция) согласно приложению.
2. Департаментам, комитетам, управлениям города Москвы,
префектурам административных округов и управам районов города
Москвы учитывать положения Концепции при планировании и
осуществлении мероприятий в области социально-демографического
развития города.
3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить
публикацию и освещение Концепции в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 июня 2005 г. N 482-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Введение
Концепция демографического развития города Москвы (далее -
Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и
приоритетов в сфере государственного и экономико-правового
регулирования демографических процессов. В основе этого
регулирования лежит целостная демографическая политика, включающая
все необходимые атрибуты. Демографическая политика - это система
общепринятых идей и концептуально объединенных средств, с помощью
которых исполнительная власть, а также другие общественные
институты предполагают достижение целей как для данного, так и
последующего этапов развития. Двумя неотъемлемыми, но различными
по своему смыслу частями любой политики, в том числе и
демографической, являются Концепция и программа (план) действий.
Такое понимание трех категорий (политика, концепция, программа),
хотя и органично связанных между собой, но разных по сути,
призвано исключить смешение концептуальных и программных
положений.
На основе Концепции должны формироваться программные документы
по вопросам естественного воспроизводства населения, поддержки
семьи, укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни,
миграции (в части ее влияния на демографию) и иных направлений
регулирования демографического развития.
Концепция исходит из сложившейся политической, социально-
экономической и демографической ситуации в России и в Москве с
учетом долговременных тенденций и факторов, включая
геополитический статус Москвы и характер демографических процессов
в Европе и столицах других государств. Концепция принимает во
внимание динамику развития других регионов, в том числе и
соседних, и в первую очередь Московской области. Исходя из
современной специфики демографического развития России и ее
столицы Концепция учитывает период затяжной депопуляции в стране и
определенную инерционность демографических процессов, а
следовательно, и долгосрочность достижения ожидаемых результатов.
Это необходимо для обоснования цели демографического развития как
стержневой компоненты демографической политики. Формулировки задач
по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих
направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность
жизни, миграция населения) - все это обусловлено целью
демографического развития города Москвы.
Концепция обязательно учитывает также демократические принципы,
определяющие характер деятельности органов государственной власти
города Москвы в регулировании воспроизводственных и миграционных
процессов, формирующих численность, динамику и состав населения в
целом и его конкретных групп на территории районов и
административных округов города Москвы. Она служит ориентиром для
органов государственной власти, а также для органов местного
самоуправления при решении вопросов, касающихся увеличения
рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья
населения, роста продолжительности жизни, миграции и иных аспектов
демографического развития.
Концепция опирается на общепризнанные принципы международного
права и нормы международных договоров, Конституции Российской
Федерации, национального законодательства, а также учитывает опыт
регулирования и проведения демографической политики в регионах
страны и других государствах.
Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы,
другие нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые
акты города Москвы, регулирующие деятельность органов
государственной власти в сфере демографической политики; документы
Всемирной организации здравоохранения, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации.
Принципы демографической политики
Принципы, регулирующие проведение демографической политики:
- обеспечение основных стандартов в области прав человека,
содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и Международных
пактах о правах человека, ратифицированных Российской Федерацией,
при обязательном соблюдении баланса прав и обязанностей человека и
с учетом ответственности органов власти за обеспечение адекватного
развития экополитического базиса демографической политики;
- соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему
ее воссоединению, что соответствует гуманитарным принципам
современного международного и отечественного права;
- недопущение дискриминации людей по признаку расы, языка,
принадлежности к определенной этнической, социальной, политической
группе, в любой сфере жизнедеятельности города;
- сочетание федеральных приоритетов с этнокультурными
особенностями населения города Москвы в соответствии с нормами
Конституции Российской Федерации и законодательством Российской
Федерации;
- предоставление равного доступа к системе правовой, социальной
и медицинской защиты, действующей в Российской Федерации, для
населения города Москвы;
- равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется
законодательством Российской Федерации и соответствует ее
международным обязательствам по Конвенции о политических правах
женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин и Конвенции о гражданстве замужней женщины;
- защита женщин и детей в случае нарушения их прав в
соответствии с национальной практикой Российской Федерации и с
нормами Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и
основных свободах человека;
- соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с семейным
законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни
индивида и семьи, право семьи обеспечивать воспитание своих детей
в соответствии с собственными убеждениями и нормами,
предусмотренными Международным пактом о гражданских и политических
правах;
- предоставление каждой семье свободного выбора желательного
для нее количества детей и сочетание этого права с правом
законодательных и исполнительных органов на стимулирование тех
типов семьи, которые соответствуют целям проведения
демографической политики в городе Москве, обеспечение
приоритетного права ребенка на проживание в семье;
- создание условий органами государственной власти города
Москвы для охраны и укрепления здоровья населения города Москвы с
целью сохранения потенциала здоровья и продолжительности жизни на
основе принципов, выработанных Всемирной организацией
здравоохранения, и законодательства Российской Федерации;
- социально-правовая защита и создание достойных условий
существования для тех категорий населения, которые с учетом
сложившихся жизненных стандартов и целей демографической политики
требуют такой защиты (инвалиды, престарелые, дети), как выражение
гуманной направленности органов государственной власти города
Москвы и гражданского общества;
- содействие реализации права на свободу перемещения, выбор
места жительства и места пребывания;
- баланс интересов мигрантов, прибывающих на территорию Москвы
и получивших соответствующий правовой статус, с геополитическими,
демографическими и социально-экономическими интересами жителей
города Москвы в части их расселения, обустройства и использования
городской инфраструктуры, а трудовых легальных мигрантов в части
их временного проживания и трудоустройства;
- обеспечение баланса прав и законных интересов жителей города
Москвы и мигрантов, прибывающих в Москву и обустраивающихся на ее
территории, и формирование дифференцированного подхода к приему
различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и
ориентирами структурной политики социально-экономического и
демографического развития Москвы;
- содействие населению города Москвы, принадлежащему к
национальным меньшинствам, в реализации права на получение
образования на родном языке и создание национально-культурных
центров на территории Москвы в рамках соглашений СНГ о
сотрудничестве в области образования и культуры, иных
международных договоров и соглашений.
Обоснование стратегии демографического развития
города Москвы
Москва - самый крупный город в России и на всем постсоветском
пространстве, более того, это крупнейший мегаполис в мире. К
началу XXI века, за исключением двух североамериканских городов -
Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо
в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных государствах,
как Китай и Япония. Ныне Москва входит в число 10 городов,
население которых превышает 10 млн. человек.
Являясь столицей, Москва соответственно выполняет все функции,
присущие городам такого ранга, и сталкивается со всеми
свойственными им проблемами. Концентрация столичных функций
выступает одним из факторов роста населения. В частности, до
двадцатых годов прошлого века, когда произошел перенос столицы, по
темпам демографического роста Москва уступала Санкт-Петербургу, но
затем резко его обошла, и ныне в ней постоянных жителей в 2,2 раза
больше, чем в бывшей северной столице. Это обстоятельство, а также
транспортно-географическое положение и история формирования
российской государственности превратили Москву в самый крупный
экономический, политический и культурный центр России. На дату
последней переписи населения на долю Москвы приходилось 7,1%
постоянных жителей России, тогда как доля Москвы в совокупном
валовом внутреннем продукте страны 20,7%. В консолидированном
бюджете субъектов Российской Федерации доля Москвы превышает 17%.
В Москве сосредоточены не только огромные людские и трудовые
ресурсы России, но и сформирован мощный технико-экономический
потенциал. Производимый в настоящее время в российской столице
валовой региональный продукт лишь немного уступает внутреннему
валовому продукту всей Украины (ее население составляет 47,8 млн.
человек), примерно равен его объему в Португалии (населения
столько же, сколько и в Москве) и больше, чем в Болгарии и Венгрии
(население - 18 млн. человек) вместе взятых.
Превращение Москвы во всесоюзный экономический и культурный
центр страны с постоянно растущим населением в прошлом не
противоречило геополитическим интересам народов бывшего Советского
Союза. Нет никаких объективных причин для существенного изменения
этой роли Москвы и в рамках СНГ, разумеется, на новой основе. В
советское время демографических ресурсов хватало для заселения
восточных районов страны, обеспечения рабочей силой всесоюзных
строек, освоения целины и т.д. И тем не менее при огромных
демографических возможностях СССР численность жителей столицы за
десятилетие не возрастала более чем на один млн. человек (с 1970
по 1979 г. на 947 тыс. человек и с 1979 по 1989 г. на 830 тыс.
человек). За последний межпереписной период численность населения
Москвы выросла почти на 2 млн. человек. Быстрый миграционный рост
населения Москвы идет на фоне уменьшения численности москвичей и
серьезного ухудшения основных демографических показателей города и
России в целом.
Рождаемость. В начале 90-х годов в Москве, как и в целом по
стране, было отмечено существенное снижение рождаемости. Число
родившихся в столице в 1993 г. было в 1,5 меньше, чем в 1990 г. В
дальнейшем до 1999 г. эти показатели изменялись незначительно, а с
2000 г. начался их заметный рост. В результате число родившихся в
2003 г. было на 30% больше, чем в 1999 г. В 2004 г. тенденция к
повышению рождаемости сохраняется. Рост общих показателей
рождаемости, происходивший начиная с 2000 г., был обусловлен как
благоприятными сдвигами в половозрастном составе населения, так и
некоторым повышением возрастных коэффициентов рождаемости.
Соотношение вклада изменения возрастных коэффициентов
рождаемости и половозрастной структуры населения Москвы год от
года менялось. Прирост общего коэффициента рождаемости в 2000-2003
гг. по сравнению с 1999 г. на 4/5 был связан с увеличением
половозрастных коэффициентов рождаемости и только на 1/5 с
изменениями в половозрастном составе населения.
Следует отметить, что в ближайшие годы изменение возрастной
структуры населения будет благоприятно отражаться на общих
показателях рождаемости и соответственно на демографической
динамике в целом. В возрасте наиболее интенсивного деторождения
будут входить относительно многочисленные поколения женщин,
родившихся в первой половине и середине 1980-х гг. Это можно было
бы использовать для проведения активной демографической политики,
направленной на повышение рождаемости. Ее эффект мог бы быть
усилен благоприятными сдвигами в возрастном составе. Совсем иная
ситуация сложится через 10-15 лет, когда активного репродуктивного
возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения,
родившиеся в 1990-е гг. По состоянию на середину 2003 г.
численность девочек в возрасте 5-14 лет в 2 раза меньше
численности женщин в возрасте 20-29 лет. Вряд ли будет возможно
добиться такого повышения возрастных коэффициентов рождаемости,
которое сумело бы компенсировать столь резкое сокращение
численности женщин репродуктивного возраста. Возможный результат
от демографической политики в этом случае будет сильно приуменьшен
неблагоприятными сдвигами в возрастном составе населения города
Москвы.
Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время
оказывает откладывание рождений или смещение их к более старшим
возрастам. Во-первых, сокращается период репродуктивного возраста
и уменьшается вероятность рождения последующих детей. Во-вторых,
при нынешнем состоянии регулирования, в т.ч. и откладывания
деторождения, когда среди методов этого регулирования большое
место занимают аборты, несмотря на сокращение их количества в
последние годы, велика вероятность того, что откладывание рождения
детей приведет к невозможности их иметь вообще. В-третьих, с
возрастом происходит ухудшение состояния здоровья, в т.ч.
репродуктивного, что может помешать реализации репродуктивных
намерений. В-четвертых, с возрастом у людей закрепляется
представление о более высоком жизненном стандарте и образе жизни,
которые усиленно внедряются средствами массовой информации, и при
этом рождение детей не вписывается в этот жизненный стандарт. В-
пятых, откладывание рождения детей зачастую является следствием
откладывания регистрации брака, а в этом в свою очередь
проявляется снижение ценности устойчивого, длительного брака, что,
безусловно, негативно влияет на репродуктивное поведение.
Важным самостоятельным аспектом в проблеме рождаемости является
рождение детей вне зарегистрированного брака. Число и доля таких
рождений в общем числе родившихся неуклонно растет. К 2002 г. в
Москве доля родившихся вне зарегистрированного брака достигла 27%,
что было в два с лишним раза больше, чем в 1990 г. Наряду с
высоким уровнем разводимости и овдовения это ведет к росту числа
неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.
Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью браков.
Причем дело не столько в том, что нестабильность браков и тем
более разводы ведут к ограничению деторождения или что меньшее
число детей у супругов и тем более их отсутствие при прочих равных
условиях облегчает принятие решения о расторжении брака. Главным
здесь является то, что низкая рождаемость и нестабильность браков
имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака,
философия бездетности и малодетности, объективно существующая
нестабильность в стране, политические и социально-экономические
проблемы.
Смертность. Основные тенденции смертности столичного населения
в межпереписной период соответствовали общероссийской динамике.
Вплоть до середины 1990-х годов продолжительность жизни населения
сокращалась, достигнув минимума в 1994 г. (57,3 года для мужчин и
71,3 года для женщин), который оказался ниже, чем в 1989 г. (65,1
года для мужчин и 74,2 года для женщин) на 7,8 и 2,3 года
соответственно. К 1998 г. произошло частичное восстановление
ситуации, причем у женщин показатель продолжительности жизни
практически вернулся к дореформенному уровню, составив 74 года, а
у мужчин отставание от дореформенного уровня существенно
сократилось и продолжительность жизни их составила 63,1 года, т.е.
на два года меньше, чем в 1989 г. После 1998 г. продолжительность
жизни женщин относительно стабилизировалась на достигнутом уровне,
у мужчин начала медленно сокращаться, но уже куда более скромными
темпами. Перелом произошел в 2003 г., когда за один год
продолжительность жизни резко возросла - на 2,8 года у мужчин (до
64,8 лет) и на 0,6 года у женщин (до 74,6 года). Если оценивать
итоги всего межпереписного периода, то к 2002 г. в сравнении с
1989 г. мужчины в среднем потеряли 3 года жизни, женщины - 0,3
года.
Таким образом, характер динамики смертности в 90-е годы
демонстрировал, вопреки теории инерционности демографических
процессов, быстроту реакции населения на проводимые социально-
экономические реформы. Причины этого в том, что появились новые не
связанные с демографическими факторами причины смертности.
Следует, однако, отметить, что в столице острота этой реакции была
заметно мягче, чем в большинстве регионов. Например, младенческая
смертность в Москве за межпереписной период не только не выросла,
но и снизилась в 1,7 раза. Сокращение смертности детей до года
произошло за счет улучшения системы здравоохранения и
самосохранительного поведения будущих матерей.
Отмеченные тенденции раскрывают различные аспекты одного и того
же феномена: беспрецедентный рост смертности в 1990-е годы среди
наиболее активной части населения от причин, предотвратимых мерами
профилактики в условиях социально приемлемого образа жизни и
усилиями здравоохранения в случае обращения за медицинской
помощью, свидетельствуют о существенном увеличении вклада
маргинальных слоев в смертность молодых возрастов. При этом под
маргинальным слоем следует понимать не только бездомных или
живущих в крайней бедности, но и лиц, чрезмерно употребляющих
алкоголь, наркотически зависимые группы граждан. Суженное
восприятие проблемы маргинализации привело к тому, что за
пределами систем здравоохранения и социальной защиты оказались
многочисленные группы населения, чье поведение и образ жизни
повышает риск заболеваний и смерти.
Сравнение структуры причин смерти трудоспособного населения
Москвы и среднероссийских показателей обнаруживает три
принципиальных отличия. Москва имеет более низкие (в 1,4-1,5
раза), чем в целом по стране, уровни смертности от травм, что
сказывается на более низких уровнях смертности в этих возрастах в
целом. И этот факт можно было бы расценивать как, безусловно,
позитивный результат, если бы одновременно Москва не отличалась
существенно более высокими (в 2,2-2,6 раза) уровнями смертности от
неточно обозначенных диагнозов. Как безусловное достижение Москвы
необходимо расценивать существенно более низкую смертность от
инфекций, которые в рассматриваемой возрастной группе практически
полностью определяются туберкулезом. В отношении всех остальных
причин смерти как преимущественно эндогенных (болезней системы
кровообращения и новообразований), так и экзогенных (болезней
органов дыхания и пищеварения) показатели Москвы в отношении лиц
молодого трудоспособного возраста как мужчин, так и женщин мало
отличаются от среднероссийского уровня.
Миграция. Москва является полюсом миграционного притяжения для
всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Москва по
уровню социально-экономического развития вырвалась далеко вперед
по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Среднедушевые денежные доходы в Москве почти вчетверо больше, чем
в целом по стране, притом их уровень намного выше, чем в любом
другом регионе, включая и северные нефтегазоносные. Москва
занимает первое место по среднему размеру вклада в Сбербанке
Российской Федерации. В столице во всех сферах жизнедеятельности
населения выше комфортность. Это нормальное явление и оно
выступает стимулом притока мигрантов из других районов России, где
не только ниже уровень жизни, но и значительно меньше делается для
его повышения.
Быстрый рост численности населения города Москвы идет на фоне
его быстрого уменьшения в большинстве регионов России. Городское
население страны за межпереписной период сократилось на 1,5 млн.
человек, тогда как в Москве оно выросло на 1,8 млн. человек.
Оголяются российские окраины: население приграничных районов от
Читинской области до Приморского края в межпереписные годы
сократилось на 740 тыс. человек (11,4%). Пустеет Центральная
Россия: население одноименного федерального округа без Москвы и
Московской области сократилось на 1,5 млн. человек. За
межпереписной период численность населения в семи субъектах
Российской Федерации, примыкающих к Московской области,
уменьшилось более чем на 0,8 млн. человек (8,1%). Добавим, что в
семи областных центрах "Золотого кольца" численность жителей
сократилась за это время почти на 6%. Причем подобные процессы
могут еще больше усилиться в ближайшей перспективе в связи с
дальнейшим сокращением численности населения России. По прогнозам
Федеральной службы государственной статистики к началу 2011 г.
население России составит 138 млн., а к началу 2016 г. - 134 млн.
человек. Суть здесь не в точности цифр, а в том, что при такой
направленности демографических тенденций рост населения города
Москвы за счет миграционной компоненты будет способствовать
дальнейшему уменьшению численности населения территорий, в том
числе и важных в геополитическом отношении.
Происходят сдвиги и в этнической структуре населения города
Москвы. С 1989 по 2002 г. доля русских сократилась с 89,7 до
84,8%, а вместе с украинцами и белорусами соответственно с 93,0 до
87,8%. В свою очередь возросла в населении города Москвы доля
народов Северного Кавказа с 0,2 до 0,5%, Закавказья - с 1 до 2,8%,
Центральной Азии с 0,3 до 0,8% и т.д. Особенно выросла численность
корейцев - в 2,3 раза, армян и грузин - в 2,8 раза, арабов - в 2,9
раза, азербайджанцев - в 4,6 раза, молдаван - в 5,2 раза, ингушей
- в 5,9 раза, чеченцев - в 6,9 раза, таджиков - в 12,2 раза,
вьетнамцев - в 14,1 раза и китайцев - в 35 раз. Речь идет о
постоянном населении, сюда не входят трудовые мигранты. На этом
фоне сократилась численность прибалтийских народов, евреев,
поляков, белорусов, чехов и др., т.е. происходят не только
этнические, но и этнокультурные изменения.
Таким образом, в условиях сложившейся в России демографической
ситуации и учитывая ее неблагоприятные тенденции в обозримом
будущем, дальнейшей концентрации населения в столице за счет
миграционной компоненты не будет соответствовать как
геополитическим интересам государства, так и социальному развитию
города Москвы.
Цель, задачи и направления деятельности в сфере
демографической политики
Исходя из стратегических задач эффективного наращивания
социально-экономического потенциала города и повышения качества
жизни населения в условиях депопуляции в России, учитывая, что
Москва обеспечивает более чем пятую часть прироста валового
внутреннего продукта России и тем самым расширяет условия
преодоления бедности как в Москве, так и в стране в целом,
долгосрочной целью демографической политики является приведение
всей социально-экономической системы и инфраструктуры города в
соответствие с общей численностью населения города Москвы. При
этом предполагается обязательное достижение высоких стандартов
качества жизни. Ближайшей целью может быть стабилизация
численности населения города Москвы на современном уровне.
Поддержание стабильной численности населения возможно в случае
такого повышения рождаемости и сокращения смертности, которое
позволит свести миграционный прирост в начале до размеров
естественной убыли населения, вплоть до выхода Москвы из режима
депопуляции. Неотъемлемой частью стабилизации численности
населения является рост качества жизни - улучшение состояния
здоровья, уровня образовательной, профессиональной структуры,
возрастно-полового, национального, религиозного состава населения.
Для оценки изменения качественных характеристик населения в
мировой практике используется специальный показатель - индекс
развития человеческого потенциала (ИРЧП) <*>, который к началу XXI
века для России был равен 0,795 (57-е место среди всех стран мира)
и 0,855 для Москвы, что ниже соответствующих показателей многих
столиц мира.
-----------------------------------
<*> Индекс развития человеческого потенциала - разработанный в
рамках Программы развития ООН показатель для оценки эффективности
социально-экономических программ и определения приоритетов
социально-демографической политики. Он представляет собой
средневзвешенное значение четырех индексов: ожидаемой
продолжительности жизни при рождении, уровня грамотности взрослого
населения, совокупного валового коэффициента поступивших в
начальные, средние и высшие учебные заведения и реального ВВП на
душу населения.
В условиях стабильного населения и его трудоспособной части
даже при существующих темпах экономического развития постоянно
сопутствующим явлением будет дефицит трудовых ресурсов, который
должен преодолеваться в первую очередь за счет повышения
производительности труда и только во вторую за счет привлечения
трудовых мигрантов. Однако в условиях строительства правового
государства, развития демократии и рыночных отношений, а Москва
призвана в этих процессах быть первой, меры ее политики в
отношении трудовых мигрантов должны опираться на сильные
экономические рычаги, понятные для восприятия их постоянным
населением и мигрантами.
Обеспечение стабильной численности населения как ближайшей цели
наиболее предпочтительно для экономического развития Москвы,
ориентированного прежде всего на использование интенсивных
факторов, для дальнейшего наращивания и функционирования его
производственной и социальной инфраструктуры, для рационального
использования территории и сохранения экологической безопасности,
особенно в обстановке стремительного транспортного насыщения.
В соответствии с этой целью основные задачи и направления
деятельности в сфере демографической политики сводятся к
следующим:
В области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни:
- сокращение разрыва в продолжительности жизни населения города
Москвы с территориями, обладающими аналогичным социально-
экономическим потенциалом, с тем чтобы обеспечить снижение
смертности до уровней стран Центральной и Восточной Европы
(средних уровней продолжительности жизни для этой группы стран для
мужчин - 66 лет и максимальных для женщин 75 лет). Для этого
должны быть задействованы не только возможности здравоохранения,
но и всех факторов, влияющих на здоровье, обеспечивающих улучшение
окружающей среды, условий труда, повышение доходов, оздоровление
образа жизни и т.д., с тем чтобы средства на эти цели
расценивались как инвестиции в человеческий капитал;
- снижение масштабов сверхсмертности от тех причин и в тех
возрастах, которые обеспечивают наиболее экономически эффективный
путь роста продолжительности жизни населения, его трудового,
репродуктивного и в целом жизненного потенциала. Для этого акцент
должен быть сделан на резервы сокращения смертности,
предотвратимой мерами профилактики, во всех возрастах, в том числе
для:
детей раннего возраста - путем охраны и укрепления
репродуктивного здоровья родителей, повышения их ответственности
за рождение и воспитание детей;
детей школьного возраста и подростков - путем образовательной и
просветительной работы и с помощью других средств, способствующих
развитию навыков, способностей и чувства самоуважения;
взрослого населения - путем оздоровления образа жизни прежде
всего в отношении алкоголя и табака, регулируя предложение,
ограничивая спрос и формируя общественную поддержку принимаемым
мерам;
пожилых - путем вовлечения с помощью соответствующих
возможностей и стимулов в активную общественную и культурную жизнь
общества;
- уменьшение различий в смертности разнородных социальных групп
(по уровню доходов, образования и т.д.) с тем, чтобы обеспечить
устойчивое сокращение потерь продолжительности жизни населения в
целом и во всех возрастах от предотвратимых при современном уровне
развития общества причин. Для этого акцент должен быть сделан
прежде всего на сокращение масштабов маргинализации и
обусловленных ею потерь здоровья путем повышения доходов людей с
низким уровнем жизни, улучшения доступа их к образованию,
обеспечения дополнительного профилактического лечения и помощи по
реабилитации соответствующих групп.
В области повышения рождаемости и укрепления семьи:
- переориентация системы ценностей на устойчивую, юридически
оформленную семью с несколькими детьми, повышение ее престижа как
в общественном мнении, так и при проведении социальной политики;
обеспечение родителям, имеющим нескольких детей, благоприятных
условий для сочетания трудовой деятельности вне дома с выполнением
семейных обязанностей;
- формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в
отношении необходимости повышения рождаемости; повышение
социального статуса выполнения родительских функций; формирование
позитивного общественного мнения по отношению к мерам по
стимулированию рождаемости и укреплению семьи, использование
средств массовой информации, рекламы в пропаганде повышения
рождаемости, укрепления семейного образа жизни, сплоченности
семьи, эмоционально-позитивных отношений в семье;
- содействие молодым семьям, состоящим в зарегистрированном
браке, для которого характерно по сравнению с так называемым
гражданским браком большее число детей, в укреплении брака, в
решении проблем, связанных с рождением и воспитанием детей,
совершенствование системы помощи молодым семьям в улучшении
жилищных условий;
- усиление дифференцированности социальной поддержки семей в
зависимости от числа детей в них, обеспечение приоритетного
стимулирования рождений второго и третьего ребенка (большая
величина пособий, больший процент погашения кредита на
приобретение жилья, меньший первоначальный взнос при вступлении в
программу "Молодой семье - доступное жилье").
В области трудовой миграции и миграционного прироста населения:
- внедрение системы эффективных рычагов регулирования притока
мигрантов, прибывающих на постоянное место жительства в Москву из
других регионов России и зарубежных стран, положив в его основу
экономические ограничения, соответствующие рыночным механизмам, с
целью стабилизации численности населения города Москвы;
- создание "прозрачных" для работодателей и мигрантов условий
для привлечения трудовых мигрантов с помощью экономических методов
в целях обеспечения баланса труда за счет миграции,
совершенствование механизма регистрации трудовых мигрантов и
контроля за местами их проживания и приложения труда, снижения до
минимума количества иностранцев, которые нелегально проживают и
незаконно заняты на московских предприятиях и в организациях;
- обеспечение баланса интересов населения города Москвы с
учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий
на основе разработки и реализации специальных программ их
этнокультурной и языковой адаптации, а также путем развития
межкультурного обмена и реализации социальных проектов по
совершенствованию инфраструктуры города;
- содействие интеграции мигрантов, прибывших в Москву на
постоянное место жительства, в культурную, социально-
экономическую, демографическую среду столицы на основе координации
действий органов государственной власти, международных,
общественных организаций и иных объединений;
- обеспечение поддержки социально-экономического развития
регионов-доноров для Москвы для ограничения притока мигрантов в
город.
Основные ограничения и критерии эффективности концепции
Основные ограничения реализации Концепции:
- градостроительная емкость территории города;
- экологическая обстановка;
- емкость рынка труда;
- реальные пределы обеспечения социально-экономических,
материальных и духовных условий жизни населения в условиях
ограниченности бюджетных и других источников финансирования;
- выполнение Москвой столичных функций;
- обеспечение безопасности в условиях экстремальной
концентрации населения в городе;
- недостаточная пропаганда экономических способов жизни и
обеспечение трудового долголетия.
Основные критерии эффективности реализации Концепции:
- обеспечение стабильной численности жителей города Москвы на
уровне 10,4-10,6 млн. человек;
- увеличение показателей рождаемости до уровня простого
воспроизводства;
- снижение смертности, особенно мужчин трудоспособного
возраста;
- увеличение продолжительности жизни и уменьшение разрыва между
продолжительностью жизни мужчин и женщин;
- улучшение показателей здоровья населения.
Механизм реализации демографической политики
Реализация Концепции и демографической политики в городе Москве
должна предусматривать:
- объединение усилий государственных и общественных организаций
в реализации задач Концепции;
- обеспечение эффективной координации действий органов
государственной власти и органов местного самоуправления;
- разработку плана действий и системы городских целевых
программ по достижению конкретных результатов в рамках основных
задач, сформулированных в Концепции;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов по реализации
приоритетных положений Концепции, предусматривающую использование
как бюджетных, так и внебюджетных источников;
- обеспечение обязательного учета особенностей современной
демографической ситуации в программах социально-экономического
развития Москвы и их влияния на качество жизни населения города
Москвы;
- формирование Генерального плана развития города Москвы с
учетом современной структуры населения города Москвы и прогноза
демографического развития города;
- подготовку нормативно-правовой базы в области регулирования
демографических процессов;
- поддержку фундаментальных научных исследований в области
изучения населения города Москвы.
Методы обеспечения демографической политики
Нормативно-правовые:
1. Внесение предложений в органы государственной власти
Российской Федерации и органы государственной власти города
Москвы:
- о включении в трудовой стаж времени, связанного с уходом за
малолетними детьми: при рождении и воспитании двоих детей
прибавлять женщине к общему трудовому стажу два года, а при
появлении третьего ребенка - еще три;
- о восстановлении в форме акта о рождении сведений о том,
какой по счету ребенок родился у матери;
- об ужесточении наказаний за производство, оптовую и розничную
продажу фальсифицированных лекарств и их рекламу как работниками
лечебных учреждений, так и через СМИ.
2. Разработка плана мероприятий долгосрочной Программы
социально-демографического развития в городе Москве до 2025 года.
Экономические:
1. Внесение предложений о различных видах социального
страхования, на базе которых необходимо выстроить систему гарантий
демографического благополучия.
2. Использование средств предприятий, спонсоров,
благотворительных, общественных и прочих организаций для решения
острых демографических проблем.
Организационные:
1. Формирование в рамках работы Межведомственной комиссии при
Правительстве Москвы по анализу демографической ситуации в городе
Совета демографической экспертизы, основной задачей которого
должна стать проверка соответствия социально-экономических
программ и инвестиционных проектов, вносимых на рассмотрение
Правительства Москвы, демографическим целям развития.
2. Создание в Правительстве Москвы органа исполнительной
власти, занимающегося вопросами регулирования демографических
процессов и мониторинга демографической ситуации в городе.
3. Формирование новых видов занятости для пенсионеров,
домохозяек и др. групп граждан, имеющих возможность работать на
дому.
Идеологические:
Формирование идеологии общественной и личностной ценности семьи
и детей, пропаганда многодетности, негативного отношения к
явлениям, разрушающим нормальное демографическое развитие.
Научные:
1. Проведение научных исследований по важнейшим демографическим
проблемам города Москвы:
- оценке затрат на содержание и воспитание детей;
- изучению качественных характеристик населения;
- влиянию миграции на демографическую обстановку и
экономическое положение в Москве.
2. Проведение мониторинга репродуктивного и брачного поведения
населения города Москвы.
Информационные:
1. Воссоздание адекватной статистики населения города Москвы
путем проведения мониторинга демографической ситуации,
социологических исследований, организации ежегодной переписи
населения или создание регистра населения Москвы.
2. Формирование демографических отделов в редакциях СМИ,
включая телевидение.
3. Широкое использование для целей анализа и выработки
практических рекомендаций по демографической политике данных
Мосгорстата, результатов переписей населения, материалов комиссий
при Правительстве Москвы, научных разработок по социально-
демографической проблематике.
Понятия, используемые в Концепции
Возрастной коэффициент рождаемости - число родившихся детей у
женщин определенного возраста в расчете на 1000 женщин этого
возраста.
Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений
людей, замещение поколений родителей поколениями детей.
Демографическая политика - целенаправленная деятельность
государственных органов и иных социальных институтов в сфере
регулирования процессов воспроизводства населения.
Демографическое развитие - изменение численности населения и
его структур в определенный период времени.
Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями
возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа
умерших над числом родившихся.
Детность - наличие определенного числа детей в семье:
малодетность - один-два, среднедетность - три-четыре.
Естественный прирост (убыль) населения - разность между числами
родившихся и умерших.
Здоровье - состояние полного социально-биологического и
психического благополучия и отсутствие каких-либо болезненных
состояний и физических дефектов.
Жизненный потенциал - количество лет, которое может прожить
человек, достигший определенного возраста.
Жители города Москвы (москвичи) - граждане Российской
Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от
сроков проживания, места рождения и национальности.
Качество жизни населения - совокупность свойств населения,
характеризующих его развитие в системе социальных и природных
отношений.
Маргинализация - увеличение доли маргинальных слоев населения в
структуре рождаемости, заболеваемости, инвалидности или
смертности.
Маргинал - человек, утративший прежние социальные связи и не
приспособившийся к новым условиям жизни.
Младенческая смертность - смертность детей в возрасте до 1
года.
Мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения вне
зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.
Миграционный прирост - разность между числом прибывших на какую-
либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок.
Миграция населения - пространственное перемещение людей
(мигрантов) вне зависимости от их причины, длительности и
пространственных границ.
Население города Москвы - жители города Москвы, а также
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или
временно проживающие на территории города Москвы.
Общий коэффициент рождаемости - число рождений в населении за
определенный период в расчете на 1000 населения, проживающего в
этот период.
Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) - число лет, которое
предстоит прожить в среднем новорожденному при условии сохранения
существующих уровней смертности в каждом возрасте.
Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, оценки,
анализа и публикации или распространения иным образом
демографических, экономических и социальных данных, относящихся по
состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко
ограниченной части страны.
Потенциал здоровья - способность человека заботиться о своем
собственном здоровье, принимать решения и контролировать свою
собственную жизнь в целях обеспечения собственного здоровья.
Причина смерти - болезнь или событие, вызвавшее смерть. Причина
смерти устанавливается в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней, травм и причин смерти.
Простое воспроизводство населения - воспроизводство населения,
при котором коэффициент естественного прироста равен нулю.
Расселение населения - процесс распределения и
перераспределения населения на территории. Включает в себя
размещение населения, функциональные, территориальные взаимосвязи
населенных мест и миграции населения.
Репродуктивный возраст - возраст женщины, в котором она
способна к деторождению, как правило, возраст 15-49 лет.
Рождаемость - процесс деторождения в совокупности людей,
составляющих поколение (лица в определенном возрасте), или в
совокупности поколений - населении.
Сверхсмертность - процесс, состоящий в том, что смертность
мужчин в большинстве возрастных групп превышает смертность женщин.
Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение
людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Смертность - процесс вымирания поколений, складывающийся из
множества единичных смертей.
Стабилизация численности населения - при естественной убыли
населения достижение уровня простого воспроизводства за счет
увеличения рождаемости, снижения смертности и иммиграции
населения.
Старение населения - увеличение в населении доли пожилых и
старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет).
Суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рожденных в
среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения
существующих уровней рождаемости в каждом возрасте.
Трудовой мигрант - лицо, совершающее пространственные
перемещения, связанные с занятостью или поисками работы.
|