Вопрос: Вправе ли налоговые органы осуществлять контроль за
соблюдением порядка работы организациями и индивидуальными
предпринимателями с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций? Можно ли привлечь виновное лицо по статье 15.1
КоАП РФ по истечении двух месяцев со дня совершения
административного правонарушения?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 1 июля 2005 г. N 22-07/46541.2
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за
соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями
требований данного Закона. Кроме того, они осуществляют контроль
за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных
предпринимателей, налагают штрафы в случаях и в порядке, которые
установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных
предпринимателей, которые нарушают требования Закона.
Данные полномочия налоговых органов предусмотрены также в
статье 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах
Российской Федерации".
Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.97 N 47)
утверждены Положение о правилах организации наличного денежного
обращения на территории РФ от 05.01.98 N 14-П (далее - Положение)
и приложения к нему.
На основании пункта 1 приложения 7 к данному Положению при
проверке полноты учета выручки наличных денежных средств на
предприятиях кредитными организациями осуществляется контроль
только за полнотой и своевременностью оприходования денежной
наличности, полученной в учреждении банка.
Полнота оприходования (неполное оприходование) в кассу
предприятия наличных денежных средств, полученных в результате
хозяйственной деятельности, ими не контролируется. Осуществление
такого контроля возложено на налоговые органы.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в расчетах наличными денежными средствами с другими
организациями сверх установленных размеров, неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении
порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении
в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
В соответствии со статьей 23.5 КоАП РФ налоговые органы
рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных в том числе статьей 15.1 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени
налоговых органов вправе, в частности, руководители
территориальных органов федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их
заместители, руководители территориальных органов федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и
сборов, в городах, районах.
В пунктах 13 и 24 Порядка ведения кассовых операций в РФ,
утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93
N 40, денежная наличность должна быть оприходована в кассу
предприятия, организации, учреждения в день ее поступления.
Неоприходование наличности в день ее поступления в кассу
предприятия считается законченным в день, следующий за днем
поступления наличности. А значит, является разовым правонарушением
и не относится к категории длящихся.
Таким образом, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ
постановление о наложении административного наказания за
совершение указанного правонарушения не может быть вынесено по
истечении двух месяцев со дня его совершения.
Основание: постановления Федерального арбитражного суда
Московского округа от 13.11.2002 N КА-А40/7484-02, от 20.01.2004 N
КА-А40/11099-03 и от 09.08.2004 N КА-А40/6496-04.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
|