Вопрос: Наша организация заключила с компанией-нерезидентом
контракт, предметом которого является оборудование,
предназначенное для сдачи в субаренду другой российской
организации. На таможне произведена уплата авансовых платежей
(таможенных пошлин и НДС) в порядке частичного условного
освобождения от НДС в размере 3 процентов суммы налога.
В какой части распространяется на нас действие пункта 2 статьи
171 НК РФ?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 июля 2005 г. N 19-11/47317
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на
таможенную территорию Российской Федерации является объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской
Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную
стоимость, установлен статьей 150 Кодекса.
При этом согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 151 Кодекса при
ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в
зависимости от избранного таможенного режима налогообложение
производится в следующем порядке, в частности, при перемещении
товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное
или частичное освобождение от уплаты налога в порядке,
предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат
суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при
приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения,
временного ввоза и переработки вне таможенной территории в
отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления
операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом
2 статьи 170 настоящего Кодекса;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты,
предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов,
подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов,
подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми
агентами, либо на основании иных документов в случаях,
предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные
налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ,
услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет
указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих
первичных документов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения
журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг
покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
стоимость" при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации основанием для регистрации в книге покупок счетов-фактур
является таможенная декларация на ввозимые товары и платежные
документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную
стоимость таможенному органу.
Таким образом, одним из обязательных условий при принятии к
вычету суммы НДС, уплаченной на таможне при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации, для целей,
предусмотренных статьей 171 Кодекса, при наличии вышеперечисленных
условий является в том числе платежный документ (платежное
поручение и т.д.), подтверждающий фактическую уплату налога на
добавленную стоимость таможенному органу.
В соответствии с положениями статьи 171 Кодекса сроки и порядок
уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются
таможенным законодательством Российской Федерации с учетом
положений главы 21 Кодекса.
В соответствии со статьей 328 Таможенного кодекса Российской
Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2004,
плательщиками платежных пошлин, налогов являются декларанты и иные
лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность
уплачивать таможенные пошлины, налоги. При этом любое лицо вправе
уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через
таможенную границу.
Однако следует иметь в виду, что согласно статье 330
Таможенного кодекса авансовыми платежами являются денежные
средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих
таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в
качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении
конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве
авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые
платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей
до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом
таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на
авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего
Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи,
рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации
либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении
использовать свои денежные средства в качестве таможенных
платежей.
Распоряжением ГТК России от 27.10.2003 N 647-р утверждены
Методические указания о порядке применения таможенными органами
положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к
таможенным платежам.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 331 Таможенного
кодекса по требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать
подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной
форме.
В связи с этим налог на добавленную стоимость, уплаченный
таможенным органам при временном ввозе арендуемого оборудования,
предназначенного для сдачи в субаренду, принимается к вычету при
соблюдении перечисленных выше условий.
И.о. руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
Н.В. Синикова
|