Вопрос: Налоговая инспекция привлекла организацию и ее
генерального директора к административной ответственности по
статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в
неоприходовании в кассу предприятия денежной наличности,
полученной с применением ККТ при продаже товаров. Но при этом
инспекция нарушила порядок рассмотрения дела об административном
правонарушении. Правомерны ли ее действия?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 июля 2005 г. N 09-10/47223
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета
выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию
данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденными
письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования
(неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных
средств, полученных с применением ККТ, производится путем
сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ,
суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков
(регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в
журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о
фактической сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который
распространяется на все предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
В пункте 3 Порядка предусмотрено, что для осуществления
расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу
и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
На основании пунктов 22 и 23 Порядка все поступления и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Согласно пункту 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся
кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому
ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце
рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит
остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию
в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в
кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми
документами под расписку в кассовой книге.
Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с
населением (далее - Типовые правила).
В пункте 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии
предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку
вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному)
кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец дня определяется сумма выручки. Сумма выручки должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Из представленных документов инспекция установила, что согласно
данным фискального отчета, снятого в ходе проведения проверки,
выручка, полученная организацией с применением ККТ за 11 мая,
составила 8880 руб. Аналогичная сумма выручки отражена в сменном
суточном отчете (Z-отчете) за 11 мая, снятом с вышеуказанной ККТ.
При этом контрольная лента содержит показания трех кассовых чеков
с номерами 0001-0003. Согласно записям, содержащимся в журнале
кассира-операциониста, первичных учетных документах и кассовой
книге, выручка организации за 11 мая, полученная с применением
данной ККТ, также составила 8880 руб. Вместе с тем в ходе проверки
установлено, что кассовый чек от 11 мая, отпечатанный на
принадлежащей организации ККТ в 14.01 на сумму 120 руб., не
отражен в контрольной ленте и фискальном отчете за 11 мая.
Таким образом, сумма фактически полученной с применением
указанной выше ККМ выручки за 11 мая составила 9000 руб., а
общество учло только 8880 руб. Размер не оприходованных в кассу
организации наличных денежных средств, полученных от покупателей с
применением ККТ, составил 120 руб.
Данное правонарушение подтверждается актом проверки от 31 мая,
протоколами об административном правонарушении, фискальным отчетом
ККТ, контрольной лентой (Z-отчетом) за 11 мая, отчетом кассира за
11 мая, приходным кассовым ордером от 11 мая, записями,
содержащимися в журнале кассира-операциониста, и кассовым чеком от
11 мая.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо,
привлекаемое к административной ответственности, не может быть
подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения
производства по делу об административном правонарушении иначе как
на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об
административном правонарушении указываются в том числе объяснения
физического лица или законного представителя юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело. При составлении протокола об
административном правонарушении физическому лицу или законному
представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено
дело об административном правонарушении, разъясняются их права и
обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в
протоколе.
Из представленных документов следует, что в протоколах об
административном правонарушении, составленных в отношении
организации и ее генерального директора, отсутствуют объяснения
генерального директора, являющегося законным представителем
организации, отметка о разъяснении ему прав и обязанностей,
предусмотренных КоАП РФ, а также отметка об отказе генерального
директора общества давать объяснение. То есть инспекция не
обеспечила его гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, на основании части 2 статьи 25.1 и части 3 статьи
25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении
рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении,
совершенном юридическим лицом, или его законного представителя. В
отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в
случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и
времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство
об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство
оставлено без удовлетворения.
В статье 29.7 КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об
административном правонарушении устанавливается факт явки лица, в
отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении. А также выясняется, извещены ли
участники производства по делу в установленном порядке, выясняются
причины неявки участников производства по делу и принимается
решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об
отложении рассмотрения дела.
Согласно отметке в обоих протоколах, с которыми генеральный
директор организации ознакомлен под расписку, рассмотрение данного
дела назначено на 7 июня в 10.00 в инспекции. Однако постановление
о привлечении к административной ответственности вынесено 6 июня,
то есть дело рассмотрено в отсутствие генерального директора.
Данные о надлежащем извещении его о рассмотрении дела 6 июня в
материалах дела отсутствуют.
Следовательно, инспекция нарушила порядок рассмотрения дела об
административном правонарушении, что является существенным
нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне,
полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, привлечение инспекцией организации и ее
генерального директора к административной ответственности в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ неправомерно.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
М.В. Третьякова
|