Вопрос: Правомерно ли включение частным нотариусом в состав
расходов, принимаемых к вычету при определении налогооблагаемой
базы, следующих видов расходов:
- приобретение копировального аппарата;
- приобретение литературы по налогообложению?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 3 августа 2005 г. N 28-08/55595
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДА ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ
1. Налогообложение доходов частных нотариусов производится в
порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), с учетом особенностей, предусмотренных
статьей 227 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Кодекса
налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса (в т.ч.
частные нотариусы), имеют право на получение профессиональных
налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и
документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с
извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету,
определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке,
аналогичном порядку определения расходов для целей
налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль
организаций".
Порядок учета доходов и расходов индивидуальных
предпринимателей установлен приказом МНС России от 13.08.2002 N
86н/БГ-3-04/430 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов
хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".
Расходами признаются обоснованные, непосредственно связанные с
деятельностью и документально подтвержденные затраты. При этом под
непосредственно связанными с деятельностью расходами
подразумеваются не все поименованные в главе 25 Кодекса затраты, а
только те из них, которые произведены для осуществления
деятельности или непосредственно связаны с осуществлением
деятельности. Под документально подтвержденными расходами
подразумеваются затраты, подтвержденные документами, которые
составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации.
Следовательно, включение произведенных расходов в состав затрат
частного нотариуса возможно только при выполнении трех условий, а
именно: расходы должны быть фактически произведены, то есть
оплачены; документально подтверждены; непосредственно связаны с
извлечением доходов.
В соответствии со статьей 15 Основ законодательства о нотариате
нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других
документов, изготовлять копии документов и выписки из них.
Таким образом, при осуществлении частным нотариусом работ по
копированию документов у него возникает необходимость в
приобретении копировального аппарата, и, следовательно, указанные
расходы непосредственно связаны с извлечением дохода от
нотариальной деятельности. В случае если такие расходы будут
фактически произведены и документально подтверждены, они подлежат
исключению из налогооблагаемой базы при определении
налогооблагаемого дохода в составе профессионального налогового
вычета.
Указанные расходы, осуществляемые нотариусом, подпадают под
действие статьи 253 Кодекса "Расходы, связанные с производством и
реализацией" как расходы, связанные с выполнением работ, оказанием
услуг.
В соответствии с пунктом 16 Порядка учета доходов и расходов и
хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее
- Порядок) расходы, непосредственно связанные с извлечением
доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на
материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные
отчисления и прочие расходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым
имуществом признается, в частности, имущество, которое находится у
налогоплательщика на праве собственности, используется им для
извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления
амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со
сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 10000 рублей.
Следовательно, при исключении из налогооблагаемого дохода
расходов частного нотариуса на приобретение копировального
аппарата следует учитывать, что если его стоимость превышает 10000
рублей и срок полезного использования свыше 12 месяцев, то такой
копировальный аппарат будет относиться к основным средствам и его
стоимость должна погашаться путем начисления амортизации в
порядке, предусмотренном пунктами 30-46 Порядка.
Если приобретаемый копировальный аппарат не соответствует
требованиям, предъявляемым к основным средствам, то расходы на его
приобретение следует отнести к материальным расходам и учитывать
согласно положениям раздела IV Порядка.
2. В соответствии с подпунктом 10 пункта 47 вышеуказанного
Порядка к прочим расходам, связанным с осуществлением
предпринимательской или нотариальной деятельности, относятся
расходы на оплату информационных услуг, в частности, приобретение
специальной литературы, периодических изданий по вопросам,
связанным с профессиональной деятельностью индивидуального
предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, при
наличии подтверждающих документов об их использовании.
Что касается вопроса о правомерности включения расходов
частного нотариуса на приобретение литературы по налогообложению в
состав затрат, принимаемых к вычету при определении
налогооблагаемой базы, то следует учитывать, что данные расходы не
связаны с его профессиональной (нотариальной) деятельностью.
Литература по налогообложению используется частным нотариусом при
исполнении им обязанностей налогоплательщика, возложенных на него
в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации,
в связи с чем включение расходов на ее приобретение в состав
профессионального налогового вычета неправомерно.
Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
С.Х. Аминев
|