Вопрос: В какие сроки составляется протокол об административном
праврнарушении? Возможно ли составление такого протокола в
отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении, в частности, руководителя
юридического лица (организации), при соблюдении условий
надлежащего его извещения о месте и времени его составления?
Применимы ли в данном случае (в отношении извещения) положения
пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 24.03.2005 N 5?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 августа 2005 г. N 22-08/57204
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об
административном правонарушении составляется немедленно после
выявления факта совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств
дела об административном правонарушении либо данных о физическом
лице (сведений о юридическом лице), в отношении которого оно
возбуждается, протокол об административном правонарушении
составляется в течение двух суток с момента выявления
административного правонарушения (часть 2 ст. 28.5 КоАП РФ).
Таким образом, при выявлении совершения административного
правонарушения должностные лица налогового органа обязаны в срок,
установленный статьей 28.5 КоАП РФ, составить протокол об
административном правонарушении.
Вместе с тем на основании части 1 статьи 28.7 КоАП РФ в
случаях, если после выявления административного правонарушения, в
том числе в области валютного законодательства, законодательства о
защите прав потребителей, в области налогов и сборов, производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, осуществляются экспертиза или иные процессуальные
действия, требующие значительных временных затрат, проводится
административное расследование.
Частью 2 статьи 28.8 КоАП РФ установлено, что решение о
возбуждении дела об административном правонарушении и проведении
административного расследования принимается должностным лицом,
уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять
протокол об административном правонарушении, в виде определения.
Согласно части 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения
административного расследования не может превышать один месяц с
момента возбуждения дела об административном правонарушении. В
исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству
должностного лица, в производстве которого находится дело, может
быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного
месяца.
В соответствии с частью 3 статьи 28.5 КоАП РФ в случае
проведения административного расследования протокол об
административном правонарушении составляется по окончании
расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
При невозможности составления протокола об административном
правонарушении на месте выявления административного
правонарушения, если составление протокола является обязательным,
в случае обращения должностных лиц, уполномоченных составлять
протоколы о соответствующих административных правонарушениях,
физическое лицо доставляется в органы внутренних дел (милицию)
(ст. 27.2 КоАП РФ).
Направление поручения о доставлении, выяснение фактического
местонахождения лица, подлежащего доставлению, и осуществление
доставления может потребовать временных затрат, не позволяющих
составить протокол в предусмотренные частями 1 и 2 статьи 28.5
КоАП РФ сроки.
В связи с этим необходимость доставления, в частности,
законного представителя юридического лица или индивидуального
предпринимателя в целях составления протокола по перечисленным
выше правонарушениям может являться основанием для возбуждения
административного расследования.
На основании статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об
административном правонарушении не может быть вынесено по
истечении двух месяцев со дня совершения административного
правонарушения.
Следовательно, производство по делу об административном
правонарушении, по которому в том числе возбуждено
административное расследование, должно быть окончено не позднее
указанного срока.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах,
возникающих в судах при применении Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях", а также в пункте 10
постановления Пленума ВАС РФ от 02.07.2004 N 10 "О некоторых
вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об
административных правонарушениях", можно говорить о следующем.
Так, несущественными являются такие недостатки протокола, которые
могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также
нарушение установленных статьей 28.5 КоАП РФ сроков составления
протокола об административном правонарушении либо составление
протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в
отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о
времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный
срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были
признаны неуважительными.
Под надлежащим сообщением следует понимать следующее: когда
указанное лицо лично под расписку или заказным письмом с
уведомлением о вручении почтового отправления в срок,
обеспечивающий возможность ознакомления с ним, извещено о времени
и месте составления протокола об административном правонарушении.
Содержащиеся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда
РФ N 5 положения касаются вопроса извещения лиц, участвующих в
деле, о времени и месте рассмотрения дела.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
|