Вопрос: Налоговая инспекция привлекла общество и его
генерального директора как должностное лицо к административной
ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы
с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в неоприходовании в кассу предприятия денежной
наличности, полученной с применением ККТ при продаже товаров.
Расхождение сумм полученной организацией выручки по данным
фискального отчета и данными кассовой книги возникло в результате
возврата денежных сумм покупателю по неиспользованным (ошибочно
пробитым) кассовым чекам. Организация представила акты о возврате
денежных средств по форме N КМ-3, однако первоначальные чеки к
актам не приложила. Правомерно ли в данном случае привлечение
общества и его генерального директора к административной
ответственности за данное правонарушение?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 19 августа 2005 г. N 09-24/58993
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой
учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных
учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденным ЦБ РФ от
18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования (неполного
оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККТ, проводится путем сравнения выручки
по отраженным в фискальном отчете ККТ данным суммы выручки,
определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на
начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-
операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки
по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который
распространяется на все предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
В статье 3 Порядка определено, что для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег
предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится
с обязательным применением ККТ.
В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег
кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам,
подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это
письменным распоряжением руководителя предприятия. К приходному
кассовому ордеру выдается квитанция о приеме денег за подписью
главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира,
заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового
аппарата.
Согласно пунктам 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. После
получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому
заменяющему его документу кассир сразу же делает соответствующую
запись в кассовой книге. Ежедневно в конце рабочего дня кассир
подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе
на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета
кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за
день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку
в кассовой книге.
Минфин России письмом от 30.08.93 N 104 утвердил Типовые
правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с
населением (далее - Правила).
На основании пункта 4.2 Правил чеки ККТ на приобретение товара
действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-
операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями
(клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора
(заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в
данной кассе.
На сумму возврата оформляется акт о возврате товара по форме N
КМ-3, который составляется в одном экземпляре членами комиссии.
Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и
вместе с актом сдаются в бухгалтерию, где они должны храниться при
текстовых документах за данное число. Суммы, выплаченные по
возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам,
записываются в графу 15 журнала кассира-операциониста (форма N КМ-
4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
Подобная операция делается и в случае ошибки кассира-
операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения
чека в течение смены.
По истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной
кассе возврат денег осуществляется с главной кассы предприятия в
установленном порядке.
Порядок оформления возврата товара покупателем не в день
покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены
и снятия Z-отчета) определен пунктами 14-16 Порядка ведения
кассовых операций в РФ.
Возврат денег осуществляется только из главной кассы
организации на основании письменного заявления покупателя с
указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении
документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его
заменяющего). Для возврата денег покупателю из главной кассы
предприятия составляется расходно-кассовый ордер (форма N КО-2) с
обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его
паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность.
Порядок составления и оформления расходно-кассового ордера
утвержден постановлением Государственного комитета Российской
Федерации по статистике от 18.08.98 N 88 "Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету
кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании
которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы
принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А
документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны
содержать обязательные реквизиты, перечень которых указан в пункте
2 статьи 9 Закона.
При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или
сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом,
организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки
фактически допускает неоприходование части выручки.
Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии
предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку
вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному)
кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленте. Она также должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Как следует из представленных документов, организация оформляла
акты о возврате денежных средств, однако прикладывала к ним не
первоначальные ошибочно пробитые кассовые чеки, а чеки о возврате.
Первоначальные чеки по возвращенным суммам хранились отдельно и
организацией были представлены в управление вместе с жалобой.
Представленные чеки подтверждают факт правомерного уменьшения
выручки на суммы возврата денежных средств покупателям.
Следовательно, отсутствует событие административного
правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ
является обстоятельством, исключающим производство по делу об
административном правонарушении.
Таким образом, привлечение инспекцией к административной
ответственности общества и его генерального директора за
неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со
статьей 15.1 Кодекса неправомерно.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
М.В. Третьякова
|