ОБЪЕДИНЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2005 г. N 40-ок
О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В Москве и Московской области функционирует сеть учреждений
профессионального образования, состоящая из 61 учреждения среднего
профессионального образования (колледжей) в Москве; 105 учреждений
начального профессионального образования и 114 учреждений среднего
профессионального образования в Московской области.
Системой профессионального образования Москвы и Московской
области ежегодно подготавливается и выпускается более 37,5 тысячи
квалифицированных рабочих и около 25 тысяч специалистов среднего
звена. В 2005 году колледжами города Москвы выпущено более 22
тысяч квалифицированных рабочих по программам начального
профессионального образования и более 7 тысяч специалистов по
программам среднего профессионального образования. Учреждениями
начального профессионального образования Московской области в 2005
году подготовлено и выпущено около 15,5 тысячи квалифицированных
рабочих, учреждениями среднего профессионального образования -
около 20 тысяч специалистов. Из общего числа выпускников
профессиональных учебных заведений более 70% трудоустраиваются на
предприятиях и в организациях Москвы и Московской области. Только
5% выпускников учреждений профессионального образования Московской
области обращаются в службу занятости в поисках работы по
полученной специальности или профессии.
В 2005 году принято на обучение в систему профессионального
образования Москвы по программам начального профессионального
образования - 21286 человек, по программам среднего
профессионального образования - 11632 человека. В учреждения
начального профессионального образования Московской области
осуществлен прием 15657 учащихся, в учреждения среднего
профессионального образования различной ведомственной
подчиненности - около 25 тысяч студентов.
Развитие экономики Москвы и Московской области могло бы идти
более высокими темпами, если бы его не сдерживала нехватка рабочих
кадров и специалистов среднего звена. Ежегодно общая потребность
предприятий и организаций города и области в рабочей силе
составляет около 400 тысяч человек, из которых более 72 процентов
приходится на долю рабочих профессий. Наибольший спрос предъявляют
организации промышленности, строительства, жилищно-коммунального
хозяйства.
В соответствии с прогнозом на 2006-2007 годы количество
создаваемых новых рабочих мест в Москве и Московской области на
вновь вводимых предприятиях потребительского рынка и услуг по
отрасли "Торговля и общественное питание" составит более 35 тысяч;
по отрасли "Бытовое обслуживание" - свыше 10 тысяч. В то же время
более половины общего спроса на квалифицированных рабочих
приходится на строителей (15,0%), водителей (12,1%), слесарей
(11,5%), электромехаников (5,5%) и продавцов (4,9%).
Сегодня большинство работодателей не рассматривает
профессиональное образование как базовую систему воспроизводства
кадров. Развитию конструктивного взаимодействия учреждений
профессионального образования и работодателей препятствует, прежде
всего, слабая инвестиционная привлекательность профессиональных
учебных заведений. Следствием недостаточных объемов бюджетного
финансирования и объемов привлекаемых инвестиций является крайне
неудовлетворительное состояние материально-технической базы
учреждений начального и среднего профессионального образования.
Средний процент износа основных фондов достиг 85%. Станочный парк
физически и морально устарел, в недостаточном пока объеме
приобретаются новые технические средства обучения, методические
пособия и учебная литература. Более 50% зданий в системе
профессионального образования нуждаются в капитальном ремонте.
Количество компьютеров на одного учащегося в учреждениях
начального профессионального образования в три раза меньше, чем в
старшей общеобразовательной школе. Учреждения начального
профессионального образования, готовящие кадры для промышленности
и строительства, зачастую используют учебники издания 80-х годов
прошлого века.
Вывод из кризисного состояния материально-технической базы
профессионального образования предполагает, прежде всего, создание
условий для стабилизации состояния основных фондов учреждений,
формирование инвестиционной привлекательности системы
профессионального образования.
Состояние кадрового обеспечения предприятий и организаций
Москвы и Московской области усугубляется неблагоприятной
демографической ситуацией. В ближайшие пять лет количество
выпускников 9-х классов в Москве сократится почти в 2 раза - с
114,1 тыс. в 2003 году до 60 тыс. в 2008 году. В Московской
области количество выпускников 9-х классов снизится с 90,5 тыс. в
2003 году до 50,95 тыс. в 2008 году. Количество мест,
предоставляемых вузами для абитуриентов, уже в 2004 году превысило
количество выпускников 11-х классов на 15%. Данная тенденция ведет
к резкому сокращению числа учащихся, поступающих в учреждения
начального и среднего профессионального образования, и повлечет
уменьшение притока квалифицированных рабочих кадров в экономику
Москвы и Московской области.
В условиях высокотехнологичного производства развитие экономики
остро ставит проблему качества рабочего труда. Вместе с тем
структура и содержание образовательных стандартов по профессиям и
специальностям профессионального образования находятся в постоянно
запаздывающем состоянии по отношению к требованиям, предъявляемым
со стороны работодателей.
Необходимость кардинального решения проблемы дисбаланса
потребностей рынка труда в кадрах квалифицированных рабочих и
специалистов, с одной стороны, и структуры и качества
профессиональной подготовки, с другой стороны, привела к принятию
принципиально важных документов: постановления Правительства
Московской области N 192/13 от 07.04.2004 "О мерах по обеспечению
экономики Московской области квалифицированными кадрами на 2004-
2007 годы", которым утверждена Программа действий Правительства
Московской области по обеспечению организаций Московской области
квалифицированными кадрами на 2004-2007 годы, и постановления
Правительства Москвы N 724-ПП от 19.10.2004 "Об участии органов
исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и
работодателей в развитии учреждений начального и среднего
профессионального образования с учетом потребности экономики
города в квалифицированных рабочих кадрах", в рамках которого
утверждена и реализуется Городская целевая программа "Развитие
учреждений начального и среднего профессионального образования
города Москвы на 2005-2007 гг.".
Принимая во внимание необходимость разработки комплекса мер в
рамках согласованной политики Москвы и Московской области в сфере
начального и среднего профессионального образования, направленных
на создание условий для решения проблем, сложившихся в системе
кадрового обеспечения предприятий и организаций Московского
региона, Объединенная коллегия решила:
1. Образовать Объединенный координационный совет исполнительных
органов государственной власти Москвы и Московской области по
подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов
среднего звена (далее - Объединенный координационный совет).
2. Назначить сопредседателями Объединенного координационного
совета: от Правительства Москвы - первого заместителя Мэра Москвы
в Правительстве Москвы Л.И. Швецову; от Правительства Московской
области - заместителя Председателя Правительства Московской
области С.Н. Кошмана.
3. Утвердить Положение об Объединенном координационном совете
исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской
области по подготовке квалифицированных рабочих кадров и
специалистов среднего звена (приложение - не приводится).
4. Сопредседателям Объединенного координационного совета внести
на утверждение Мэра Москвы и Губернатора Московской области состав
Объединенного координационного совета.
Срок: до 01.11.2005.
5. Комплексу социальной сферы города Москвы, Комплексу развития
научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных
и общественных отношений, Министерству образования Московской
области, Главному управлению по труду и социальным вопросам
Московской области подготовить предложения по проведению в 2006
году мониторинга качества профессионального образования среди
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования г. Москвы и Московской области.
Срок: до 01.12.2005.
6. Департаменту образования города Москвы и Министерству
образования Московской области совместно с Департаментом финансов
города Москвы и Министерством финансов Московской области внести
предложения по разработке нормативов финансирования для учреждений
профессионального образования в расчете на одного обучающегося с
учетом необходимых затрат на реализацию образовательных программ
по отдельным профессиям и специальностям начального и среднего
профессионального образования.
Срок: до 01.04.2006.
7. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы, Департаменту финансов города Москвы, Департаменту
имущества города Москвы, Департаменту образования города Москвы,
Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно
с Министерством экономики Московской области, Министерством
финансов Московской области, Министерством имущественных отношений
Московской области, Министерством образования Московской области,
Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской
области в установленном порядке внести предложения по
предоставлению возможности взаимного использования оборудования и
площадей без взимания арендной платы, а также по снижению налога
на имущество для предприятий и организаций, инвестирующих средства
в развитие материально-технической базы учреждений начального и
среднего профессионального образования, в соответствии с профилем
подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных
на рынке труда.
Срок: до 01.01.2006.
8. Департаменту образования города Москвы и Министерству
образования Московской области в целях повышения качества
профессионального образования, сохранения сети образовательных
учреждений, их кадрового потенциала подготовить обоснованные
предложения по снижению нормативной наполняемости учебных групп в
учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Подготовленные предложения внести на рассмотрение в Министерство
образования и науки Российской Федерации.
Срок: до 01.01.2006.
9. Комплексу социальной сферы города Москвы совместно с Главным
управлением по труду и социальным вопросам Московской области и
Министерством образования Московской области внести предложения по
разработке прогноза текущих и перспективных потребностей
предприятий и организаций Московского региона в рабочих кадрах и
специалистах среднего звена.
Срок: до 01.06.2006.
10. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы,
Главному управлению по труду и социальным вопросам Московской
области в установленном порядке предусматривать начиная с 2006
года выделение средств на организацию работы по прогнозу текущих и
перспективных потребностей предприятий и организаций Московского
региона в рабочих кадрах и специалистах среднего звена.
Срок: до 01.10.2005.
11. Ответственному секретарю Объединенной коллегии, советнику
Мэра Москвы К.Б. Норкину разработать предложения по мерам, которые
повысят инвестиционную привлекательность учреждений системы
начального и среднего профессионального образования в городе
Москве и Московской области.
Срок: до 01.02.2006.
12. Контроль за выполнением решения возложить на
сопредседателей Объединенного координационного совета - первого
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецову и
заместителя Председателя Правительства Московской области С.Н.
Кошмана.
Сопредседатель
Объединенной коллегии
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Сопредседатель
Объединенной коллегии
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
|