Вопрос: Иностранная архитектурная компания - резидент
Великобритании осуществляет для российской организации проектные
работы на основании заключенного с ней договора. Работы ведутся
как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Возлагаются ли на российскую организацию обязанности по исчислению
и удержанию налога с доходов иностранной архитектурной компании,
полученных за выполненные проектные работы? Обязана ли российская
организация осуществлять контроль за постановкой на учет
иностранной организации в налоговом органе РФ?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 октября 2005 г. N 20-12/73008
В статье 246 НК РФ установлено, что плательщиками налога на
прибыль в РФ признаются, в частности, иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные
представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Наличие постоянного представительства иностранной организации в
России определяется исходя из положений законодательства о налогах
и сборах. Если иностранная организация является лицом с постоянным
местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ
существует действующее соглашение об избежании двойного
налогообложения, то при определении наличия постоянного
представительства приоритет имеют положения соответствующего
международного договора.
В отношениях между Правительством РФ и Правительством
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
действует Конвенция об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.94 (далее -
Конвенция).
Термин "постоянное представительство" для целей применения
Конвенции означает постоянное место деятельности, через которое
предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или
частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
Договаривающемся Государстве (п. 1 ст. 5 Конвенции).
При применении Конвенции Договаривающимся Государством любой
термин, не определенный в ней, имеет значение, придаваемое ему
законодательством этого Государства в отношении налогов, на
которые распространяется Конвенция, если из контекста не вытекает
иное. Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Конвенции.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, оказание иностранной компанией - резидентом
Великобритании услуг на территории РФ по разработке архитектурной
концепции застройки участка может привести к образованию
постоянного представительства этой иностранной организации для
целей налогообложения в РФ в случае, если такая иностранная
организация осуществляет регулярную предпринимательскую
деятельность на территории РФ. Следовательно, указанная
иностранная организация на основании статьи 246 НК РФ будет
являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных
организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное
представительство, признается доход, полученный иностранной
организацией в результате осуществления деятельности на территории
РФ через ее постоянное представительство и уменьшенный на величину
произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями
главы 25 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 307 НК РФ).
Порядок уплаты налога на прибыль иностранными организациями,
осуществляющими деятельность в РФ через постоянное
представительство, а также порядок представления отчетности по
налогу на прибыль указанными организациями в налоговый орган РФ
определены положениями статьи 307 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 83 НК РФ в целях проведения
налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет
в налоговых органах РФ по основаниям, предусмотренным Налоговым
кодексом РФ.
В пункте 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых
органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России
от 07.04.2000 N АП-3-06/124, предусмотрен следующий момент. Так,
если иностранная организация осуществляет или намеревается
осуществлять деятельность в России через отделение в течение
периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или
по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе
по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее
начала. В случае если такой период деятельности иностранной
организации не превышает 30 календарных дней в году, учет такой
организации осуществляется в соответствии с разделом 4 указанного
Положения. При этом иностранные организации обязаны встать на учет
в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми
законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ
связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
В то же время налоговым законодательством РФ не установлена
обязанность для российской организации, имеющей договорные
отношения с иностранной организацией (деятельность приводит к
образованию постоянного представительства для целей
налогообложения в РФ), по контролю за постановкой на учет в
налоговом органе РФ такой иностранной организации.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 310 НК РФ российская
организация, выплачивающая доходы иностранной организации (далее -
налоговый агент), обязана исчислить и удержать налог с доходов
только в случае, если такие доходы указаны в пункте 1 статьи 309
НК РФ.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 4 статьи 310 НК
РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в
сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей
289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных
иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший
отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего
нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в
области налогов и сборов.
В настоящее время применяется форма налогового расчета
(информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов
и удержанных налогов, утвержденная приказом МНС России от
14.04.2004 N САЭ-3-23/286@. Инструкцией по заполнению налогового
расчета, утвержденной приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-
23/275, предусмотрено, что налоговый расчет составляется в
отношении любых выплат доходов от источников в РФ в пользу
иностранной организации.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы III ранга
Г.А. Суворова
|