ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2005 г. N 827-ПП
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА
ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ"
В целях приведения жилищного законодательства города Москвы в
соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также во
исполнение распоряжения Мэра Москвы от 20 января 2005 г. N 3-РМ "О
Плане первоочередных законодательных работ органов исполнительной
власти города Москвы на 2005 год" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об обеспечении права
жителей города Москвы на жилые помещения" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
И.о. Мэра Москвы
В.И. Ресин
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 25 октября 2005 г. N 827-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Настоящий Закон устанавливает порядок и условия обеспечения
права москвичей на предоставление жилых помещений из жилищного
фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых
помещений в собственность.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право жителей города Москвы на жилые помещения из
жилищного фонда города Москвы
1. Жители города Москвы имеют право быть признанными
нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям,
установленным настоящим Законом.
2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых
помещениях, подлежат постановке на учет нуждающихся в жилых
помещениях в порядке и на условиях, установленных настоящим
Законом.
3. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
обеспечивают свободный доступ к информации о количестве граждан,
принятых на учет, а также о гражданах, включенных в программу
обеспечения жилыми помещениями на текущий год.
4. Жители города Москвы, признанные в установленном настоящим
Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на
предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по
договору социального найма или безвозмездного пользования в
порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и
настоящим Законом.
5. Жителям города Москвы, указанным в части 4 настоящей статьи,
за исключением жителей города Москвы, имеющих право на
предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения
предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города
Москвы, указанных в статье 2 настоящего Закона.
6. Граждане, не признанные нуждающимися в жилых помещениях,
могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города
Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с
городскими жилищными программами, утвержденными нормативными
правовыми актами города Москвы.
7. Граждане, жилые помещения которых подлежат изъятию или
освобождению по решению Правительства Москвы, в том числе в связи
с переселением, обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного
фонда города Москвы в порядке, установленном законом города
Москвы.
Статья 2. Права жителей города Москвы, принятых на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий
1. Жители города Москвы, принятые на учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий до вступления настоящего Закона в силу,
сохраняют право состоять на данном учете до:
1) предоставления жилых помещений по договору социального найма
или найма;
2) предоставления жилых помещений по договору безвозмездного
пользования;
3) предоставления безвозмездной субсидии для приобретения в
собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с
целью приобретения их в собственность;
4) приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой
платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых
помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим
законным основаниям;
6) снятия с учета по основаниям, установленным статьей 13
настоящего Закона.
2. Жители города Москвы, указанные в части 1 настоящей статьи,
имевшие право на жилищные льготы до вступления настоящего Закона в
силу, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное
обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта
2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города
Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на
момент предоставления или приобретения с помощью города жилого
помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления
соответствующих льгот.
Статья 3. Компетенция и полномочия уполномоченных органов
исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей
города Москвы на жилые помещения
1. К компетенции уполномоченных органов исполнительной власти
города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые
помещения относятся:
1) признание нуждающимися в жилых помещениях жителей города
Москвы;
2) определение порядка постановки на учет жителей города
Москвы, нуждающихся в жилых помещениях, и снятия жителей города
Москвы с учета нуждающихся в жилых помещениях;
3) определение порядка предоставления жилых помещений из
жилищного фонда города Москвы по различным видам договоров;
4) определение порядка приобретения в собственность жилых
помещений с помощью города;
5) установление порядка ведения учета и учет жителей города
Москвы в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
6) утверждение городских и на их основе окружных жилищных
программ и распределение жилых помещений из жилищного фонда города
Москвы;
7) формирование жилищных комиссий для рассмотрения жилищных
вопросов.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
вправе принимать решения по следующим вопросам:
1) о признании жителей города Москвы нуждающимися в жилых
помещениях;
2) о принятии жителей города Москвы на учет нуждающихся в жилых
помещениях;
3) о снятии жителей города Москвы с учета нуждающихся в жилых
помещениях;
4) о предоставлении в установленном порядке жителям города
Москвы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилых
помещений из жилищного фонда города Москвы;
5) о предоставлении в установленном порядке жителям города
Москвы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях,
безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых
помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения
их в собственность;
6) о предоставлении в установленном порядке жителям города
Москвы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, иным
гражданам жилых помещений на возмездной основе.
Статья 4. Жилищные комиссии
1. Жилищные комиссии формируются уполномоченными органами
исполнительной власти города Москвы для рассмотрения документов по
жилищным вопросам в целях выработки коллегиального мнения для
принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти
города Москвы.
2. Председателем жилищной комиссии является руководитель
уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы либо
один из его заместителей, который утверждает состав жилищной
комиссии в соответствии с правовыми актами города Москвы.
3. Жилищная комиссия в пределах полномочий исполнительного
органа власти, при котором она сформирована, осуществляет
предварительное рассмотрение вопросов и дает заключения в форме
рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами
исполнительной власти города Москвы.
Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ
В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ
СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 5. Условия признания жителей города Москвы нуждающимися
в жилых помещениях
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях
при соблюдении всех следующих условий:
1) подача гражданином заявления в порядке, установленном
настоящим Законом;
2) наличие гражданства Российской Федерации;
3) постоянное проживание в городе Москве по месту жительства на
законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) наличие хотя бы одного из оснований, указанных в статье 6
настоящего Закона;
5) за десять лет, предшествующих моменту обращения, граждане не
совершали действий, в результате которых они могут быть признаны
нуждающимися в жилых помещениях;
6) граждане признаны малоимущими в порядке, установленном
законом города Москвы.
Статья 6. Основания для признания жителей города Москвы
нуждающимися в жилых помещениях
1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых
помещениях необходимо наличие хотя бы одного из следующих
оснований:
1) размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи
заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в
установленном порядке непригодными для постоянного проживания,
независимо от учетной нормы;
3) заявители проживают в коммунальной квартире и в составе
одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой
хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним
в одной коммунальной квартире невозможно, независимо от учетной
нормы. Перечень соответствующих заболеваний у граждан, при которых
совместное проживание с ними в квартире невозможно,
устанавливается федеральным законодательством;
4) заявители проживают в домах, не отвечающих стандартам
благоустройства в городе Москве, при отсутствии одного из видов
удобств, перечисленных в приложении 1 к настоящему Закону,
независимо от учетной нормы;
5) заявители не являются нанимателями жилых помещений или
членами семьи нанимателя жилого помещения, проживают в общежитиях,
служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной
системы независимо от учетной нормы (за исключением лиц, для
которых город Москва является местом пребывания);
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения, не обладают
самостоятельным правом пользования независимо от учетной нормы (за
исключением лиц, для которых город Москва является местом
пребывания).
2. Жители города Москвы, проживающие в городе Москве в общей
сложности не менее 40 лет, в том числе последние 10 лет в
коммунальных квартирах, не обеспеченные по норме предоставления на
одного человека, признаются нуждающимися в жилых помещениях при
наличии:
1) полного общего трудового стажа, необходимого для назначения
трудовой пенсии в соответствии с федеральным законодательством;
2) инвалидности I или II степени.
3. Жители города Москвы, утратившие жилые помещения в городе
Москве и имеющие в соответствии с законодательством право на
предоставление жилых помещений, при невозможности возврата ранее
занимаемых ими помещений (дом снесен, переоборудован, в ранее
занимаемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные
лица) признаются нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у
граждан и членов их семей иных жилых помещений в городе Москве, в
отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования
либо правом собственности. Жители города Москвы, указанные в
настоящей части, имеют право на предоставление жилого помещения
при условии, что они не получали компенсацию в денежной или
натуральной форме по предыдущему месту жительства.
Статья 7. Учетная норма площади жилого помещения
1. Учетная норма - минимальный размер общей площади жилого
помещения, приходящейся на одного человека, проживающего в данном
жилом помещении, исходя из которого жители города Москвы (далее -
заявитель) признаются нуждающимися и подлежат принятию на учет
нуждающихся в жилых помещениях.
2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю
каждого члена семьи заявителя, учитывается суммарная общая площадь
всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо
из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо
правом собственности.
3. Членами семьи заявителя являются супруг/супруга и их
несовершеннолетние дети, а также граждане, проживающие совместно с
заявителем, в том числе вселенные в жилое помещение в качестве
членов семьи в установленном порядке либо на основании решения
суда.
4. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми
помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании
договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также
граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных
жильцов.
5. Учетная норма устанавливается в размере 9 квадратных метров
общей площади для отдельных квартир.
6. Учетная норма устанавливается в размере 12 квадратных метров
общей площади для коммунальных квартир и квартир гостиничного
типа.
7. При определении числа проживающих учитываются граждане, за
которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок
их временного отсутствия.
8. В число проживающих не включаются граждане, для которых
занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.
Статья 8. Последствия совершения действий, повлекших ухудшение
жилищных условий
1. Жители города Москвы принимаются на учет нуждающихся в жилых
помещениях по истечении 10 лет после совершения действий,
повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобрести
право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
2. К действиям, указанным в части 1 настоящей статьи,
относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем
совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми
помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате
расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения
временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их
семей жилого помещения или частей жилого помещения.
3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не
являются случаи:
1) вселения несовершеннолетних детей по месту жительства любого
из родителей;
2) вселения супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных
граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве
членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на учет
нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в городе
Москве;
3) расторжения договора ренты по инициативе получателя ренты с
возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признания сделки с жилым помещением недействительной в
судебном порядке.
Статья 9. Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися
в жилых помещениях
1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых
помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы рассматривает заявление и документы, подтверждающие наличие
условий, указанных в статье 5 настоящего Закона.
2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми
совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными
нуждающимися в жилых помещениях. Форма заявления устанавливается
Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его
семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности
указанных ими сведений уполномоченным органам исполнительной
власти города Москвы.
3. Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы по месту жительства заявителя.
4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с
указанием даты приема заявления и перечня документов,
представленных гражданином совместно с заявлением.
5. При подаче заявления заявитель представляет следующие
документы и их копии:
1) удостоверяющие личность и гражданство Российской Федерации;
2) о родственных отношениях лиц, указанных в заявлении в
качестве членов семьи;
3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в
порядке, установленном законом города Москвы;
4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного
проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении
которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным
правом пользования или правом собственности.
6. Иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности,
а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на
законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не
могут быть затребованы уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению
заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в
жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
течение 30 рабочих дней рассматривает вопрос о признании
заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет
нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и
документов, представленных заявителями, а также документов,
истребованных уполномоченными органами исполнительной власти
города Москвы в рамках своих полномочий.
8. Решение о признании заявителей нуждающимися в жилых
помещениях и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях
принимается уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы с учетом заключения жилищной комиссии и утверждается
распоряжением руководителя данного уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы.
9. О принятом решении уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем
направления извещения по почте не позднее чем через 3 рабочих дня
со дня принятия такого решения.
10. В случае несогласия заявителей с принятым решением они
вправе обжаловать его в вышестоящем органе или в судебном порядке.
Статья 10. Отказ в признании заявителей нуждающимися в жилых
помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях
1. Отказ в признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях
и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях допускается в
случаях, если:
1) не представлены документы в соответствии с частями 4 и 5
статьи 9 настоящего Закона;
2) не соблюдено хотя бы одно из условий, перечисленных в статье
5 настоящего Закона;
3) представленные документы не подтверждают право заявителя
быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и состоять на учете
нуждающихся в жилых помещениях.
2. Решение об отказе в признании заявителей нуждающимися в
жилых помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях
должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на
основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Уполномоченный орган сообщает заявителю об отказе в
признании нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет
нуждающихся в жилых помещениях в письменной форме путем
направления извещения по почте не позднее чем через 3 рабочих дня
со дня принятия такого решения. Копию решения об отказе в
признании нуждающимся в жилых помещениях и постановке на учет
заявитель может получить при непосредственном обращении в
уполномоченный орган не позднее чем через 10 рабочих дней со дня
обращения.
4. Решение об отказе в признании заявителей нуждающимися в
жилых помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях
может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящем органе
власти города Москвы либо в судебном порядке.
Глава 3. ВЕДЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО УЧЕТА
Статья 11. Жилищный учет
1. Жилищный учет в городе Москве ведется в отношении жителей
города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и в
отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в
улучшении жилищных условий.
2. Жители города Москвы, в отношении которых вынесено решение о
признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет
нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список принятых на
учет.
3. Жилищный учет жителей города Москвы осуществляет
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
4. Датой принятия на жилищный учет является дата подачи
заявления о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в
жилых помещениях.
Статья 12. Сохранение за жителями города Москвы права состоять
на жилищном учете
Право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города
Москвы до обеспечения их жилыми помещениями по норме
предоставления на одного человека путем заключения
соответствующего договора, а в случае предоставления безвозмездной
субсидии для приобретения в собственность или строительства жилого
помещения с целью приобретения его в собственность - до момента
перечисления денежных средств продавцу жилого помещения или
застройщику.
Статья 13. Снятие жителей города Москвы с жилищного учета
1. Жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы
города Москвы;
2) при изменении жилищных условий граждан, признанных
нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого
отпали основания для предоставления либо приобретения с помощью
города жилых помещений;
3) при утрате оснований для получения жилого помещения по
договору социального найма или безвозмездного пользования
гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
4) в случае использования в установленном порядке
государственной помощи для приобретения или строительства жилых
помещений;
5) при выявлении сведений, не соответствующих указанным в
заявлении о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях или
нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также в
представленных заявителем документах;
6) при выявлении случаев неправомерных действий должностных лиц
при постановке на учет, приведших к необоснованному принятию
граждан на учет;
7) при подаче в уполномоченный орган исполнительной власти
города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета;
8) в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего
Закона;
9) в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской
Федерации.
2. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета
принимают уполномоченные органы исполнительной власти города
Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления
обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения.
3. О принятом решении уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем
направления извещения по почте не позднее чем через 3 рабочих дня
со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного
учета заявитель может получить при непосредственном обращении в
уполномоченный орган не позднее чем через 10 рабочих дней со дня
обращения.
4. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета
может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящем органе
власти города Москвы либо в судебном порядке.
5. Граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с
Жилищным кодексом Российской Федерации снимаются с учета в
соответствии с федеральным законодательством.
Статья 14. Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации
жителей города Москвы, принятых на жилищный учет
1. Ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города
Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет,
осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы.
2. Порядок ведения документов учета определяет уполномоченный
орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции,
указанные в части 1 настоящей статьи.
3. Не реже одного раза в 5 лет уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы проводит перерегистрацию
жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный
учет.
4. Проведение перерегистрации осуществляется в режиме "одного
окна" путем истребования от соответствующих организаций и при
необходимости у граждан документов с целью подтверждения в полном
объеме условий, послуживших основанием для принятия граждан на
учет.
5. При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы,
подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы принимает решение о снятии таких граждан с
учета в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
6. Непосредственно перед принятием решения о предоставлении или
приобретении в собственность с помощью города жилого помещения, а
также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения
уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в полном
объеме проводят проверку оснований, позволяющих жителям города
Москвы состоять на учете и дающих им право на получение либо
приобретение в собственность с помощью города жилых помещений.
Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДОМ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Статья 15. Очередность обеспечения жителей города Москвы жилыми
помещениями
1. Жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право
на предоставление или приобретение с помощью города жилых
помещений в установленном порядке исходя из времени принятия их на
учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим
Законом.
2. Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города
Москвы:
1) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по окончании их пребывания в государственных
образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социальной
защиты, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в
приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства) либо по
окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по
возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения
свободы, при условии, что возвращение указанных граждан в ранее
занимаемые ими жилые помещения невозможно;
2) детям-инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях
социального обслуживания, являющимся сиротами или лишенным
попечительства родителей, по достижении 18 лет, если
индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность
осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических
заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством
Российской Федерации, совместное проживание с которыми в
коммунальной квартире невозможно;
4) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в
стационарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа
от услуг стационарного учреждения социального обслуживания,
освободившим жилые помещения в связи с их помещением в эти
учреждения, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими
жилое помещение, безвозмездно переданное в установленном порядке
городу;
5) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном
порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не
подлежат.
3. Предоставление жилых помещений при переселении и
освобождении жилых помещений осуществляется в порядке,
установленном законом города Москвы.
Статья 16. Категории жителей города Москвы, обеспечиваемые
жилыми помещениями за счет средств города Москвы
1. За счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые
помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в
улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых
помещениях, а также иных граждан в порядке и на условиях,
установленных законодательством города Москвы, за исключением
граждан, указанных в статье 17 настоящего Закона.
2. Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с
настоящим Законом осуществляется в пределах финансирования,
предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за
счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на
эти цели городскими жилищными программами.
Статья 17. Категории граждан, обеспечиваемые жилыми помещениями
за счет средств федерального бюджета
Отдельные категории граждан, предусмотренные федеральным
законодательством, признанные в установленном порядке нуждающимися
в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005
года, обеспечиваются жилыми помещениями, в том числе из жилищного
фонда города Москвы, за счет и в пределах лимита средств
федерального бюджета в порядке и на условиях, установленных
федеральным законодательством.
Статья 18. Размер общей площади жилого помещения,
предоставляемого либо приобретаемого с помощью города
1. Норма предоставления - размер общей площади жилого
помещения, исходя из которого определяется размер общей площади
жилого помещения, предоставляемого либо приобретаемого в
собственность с помощью города, способами, указанными в настоящем
Законе.
2. Жилые помещения, которые предоставляются жителям города
Москвы в жилищном фонде города Москвы либо приобретаются в
собственность жителями города Москвы с помощью города, должны
иметь общую площадь в пределах нормы предоставления для одиноко
проживающего гражданина или семьи данного состава и численности.
3. При обеспечении жилыми помещениями с учетом размера общей
площади занимаемых жилых помещений суммарная общая площадь всех
жилых помещений должна находиться в пределах нормы предоставления.
4. Не допускается предоставление либо приобретение в
собственность с помощью города жилого помещения с учетом размера
общей площади занимаемого жилого помещения гражданами,
проживающими в коммунальной квартире, за исключением случаев,
указанных в статьях 34 и 35 настоящего Закона.
5. Норма предоставления составляет:
1) 16 квадратных метров на одного человека. При предоставлении
жилого помещения одиноко проживающему гражданину норма
предоставления может быть превышена с учетом конструктивных
особенностей жилого помещения не более чем в два раза;
2) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира
общей площадью от 32 до 42 квадратных метров;
3) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся
супругами, - двухкомнатная квартира общей площадью от 32 до 48
квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, -
двухкомнатная квартира общей площадью от 48 до 60 квадратных
метров;
5) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, -
трехкомнатная квартира общей площадью от 48 до 64 квадратных
метров;
6) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение общей
площадью - по 16 квадратных метров на одного члена семьи.
6. Семьям, в которых имеются больные, страдающие тяжелыми
формами некоторых хронических заболеваний, в соответствии с
перечнем нормативных правовых актов, указанных в приложении 2 к
настоящему Закону, предоставляются жилые помещения, позволяющие
выделить в пользование таким лицам отдельную изолированную комнату
в квартире. Не подлежат удовлетворению требования указанных
граждан о предоставлении дополнительной площади, если они
обеспечены изолированным жилым помещением в квартире.
7. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-
двигательного аппарата, другими заболеваниями, а также инвалидам,
семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных
учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой
реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях,
отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации,
жилое помещение предоставляется в специально построенных домах
либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной
программы реабилитации.
Статья 19. Порядок предоставления жителям города Москвы либо
приобретения в собственность жилых помещений с помощью города
1. Решение о предоставлении жителям города Москвы либо об
оказании помощи в приобретении ими с помощью города жилых
помещений принимает уполномоченный орган исполнительной власти
города Москвы.
2. Жилые помещения предоставляются жителям города Москвы,
включенным в ежегодно утверждаемую Правительством Москвы программу
обеспечения жилыми помещениями на год. Порядок включения жителей
города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных
условий и в жилых помещениях, устанавливается Правительством
Москвы.
3. В случае отказа жителей города Москвы более чем от двух
предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым
законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого
помещения, установленным для семьи данных численности и состава, и
пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители
города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми
помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения
программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям
города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми
помещениями на год, не могут быть предложены более трех жилых
помещений.
4. В случае отказа жителей города Москвы, включенных в
отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых
помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города
Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения,
установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны
для заселения и постоянного проживания, данные жители города
Москвы снимаются с жилищного учета.
5. При принятии решения о предоставлении либо об оказании
помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых
помещений уполномоченными органами исполнительной власти города
Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у граждан и
проживающих с ними членов их семей иных жилых помещений (частей
жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным
правом пользования или правом собственности, а также о совершении
ими действий, указанных в статье 8 настоящего Закона.
6. В зависимости от результатов проверки принимается следующее
решение:
1) о снятии граждан с учета;
2) об изменении срока предоставления либо приобретения в
собственность с помощью города жилых помещений в соответствии со
статьей 8 настоящего Закона;
3) о предоставлении жилого помещения либо приобретении его
гражданами с помощью города в порядке, установленном настоящим
Законом.
7. При предоставлении либо приобретении в собственность с
помощью города жилого помещения граждане и члены их семей обязаны
освободить и передать в установленном порядке занимаемое жилое
помещение городу Москве (кроме случаев предоставления либо
приобретения с помощью города жилого помещения с учетом размера
общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого
помещения) или уполномоченным органам исполнительной власти либо
местного самоуправления по прежнему месту жительства.
8. В случае вселения иных граждан в жилое помещение, подлежащее
освобождению, либо совершения действий, препятствующих его
освобождению, решение о предоставлении либо приобретении с помощью
города жилого помещения подлежит отмене в срок, не превышающий
одного месяца.
9. Повторное рассмотрение вопроса о предоставлении либо
приобретении с помощью города жилого помещения осуществляется по
истечении срока, указанного в статье 8 настоящего Закона.
10. Жителям города Москвы и членам их семей, занимающим жилые
помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются
по договору мены, кроме случаев приобретения с помощью города
жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых
помещений.
Статья 20. Общие положения по предоставлению жилых помещений по
договору социального найма
1. Жилые помещения по договору социального найма из жилищного
фонда города Москвы предоставляются жителям города Москвы,
принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для
предоставления им жилого помещения по договору социального найма,
а также гражданам, признанным в установленном настоящим Законом
порядке нуждающимися в жилых помещениях.
2. Жилые помещения по договору социального найма
предоставляются безвозмездно из жилищного фонда социального
использования города Москвы.
3. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по
договору социального найма, определяется в соответствии с
положениями статьи 18 настоящего Закона.
4. При предоставлении жилых помещений по договору социального
найма требования граждан, состоящих на жилищном учете как одна
семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным
семьям удовлетворению не подлежат.
Статья 21. Порядок предоставления жилых помещений по договору
социального найма
1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору
социального найма принимает уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы. Решение является основанием для заключения
договора социального найма.
2. В договоре социального найма указываются граждане, вселяемые
в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи
нанимателя.
Статья 22. Общие положения по предоставлению жилых помещений по
договору безвозмездного пользования
1. Жилые помещения по договору безвозмездного пользования
предоставляются жителям города Москвы, признанным нуждающимися в
жилых помещениях или улучшении жилищных условий, которым городом
предоставляются меры социальной поддержки, и отнесенным к
категориям, перечисленным в статье 23 настоящего Закона, на
основании имеющихся документов, выданных в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Жилые помещения по договору безвозмездного пользования
предоставляются безвозмездно из специализированного жилищного
фонда города Москвы.
3. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по
договору безвозмездного пользования, определяется в соответствии с
положениями статьи 18 настоящего Закона.
4. Размеры жилого помещения, предоставляемого по договору
безвозмездного пользования, могут превышать размеры, указанные
выше, если предоставляется жилое помещение, специально
оборудованное для проживания инвалида с нарушением опорно-
двигательного аппарата.
5. При предоставлении по договору безвозмездного пользования
жилых помещений семьям, в составе которых имеются больные,
страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в
соответствии с перечнем нормативных правовых актов, указанных в
приложении 2 к настоящему Закону, подбираются жилые помещения,
позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельную комнату в
квартире.
Статья 23. Жители города Москвы, которым жилые помещения
предоставляются по договору безвозмездного пользования
1. Жилые помещения по договору безвозмездного пользования
предоставляются при наличии их желания гражданам следующих
категорий:
1) дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в
воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной
защиты населения; находящиеся под опекой (попечительством);
переданные в приемную семью; в отношении которых родители (один из
них) лишены родительских прав, при отсутствии жилого помещения;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а
также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие
закрепленное жилое помещение или не имеющие закрепленного жилого
помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов
профессионального образования независимо от форм собственности; по
окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо
после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде
лишения свободы;
3) дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях
социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные
попечительства родителей, по достижении 18 лет, если
индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность
осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
4) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в
стационарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа
от услуг стационарного учреждения социального обслуживания,
освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти
учреждения, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими
жилое помещение, безвозмездно переданное городу Москве в
установленном порядке;
5) граждане, возвратившиеся из мест лишения свободы, жилое
помещение которых было предоставлено уполномоченными органами
исполнительной власти иным гражданам в установленном порядке;
6) иные категории жителей города Москвы в порядке,
установленном городскими жилищными программами.
2. Специально оборудованные жилые помещения предоставляются
инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата только по
договору безвозмездного пользования.
Статья 24. Порядок предоставления жилых помещений по договору
безвозмездного пользования
1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору
безвозмездного пользования принимает уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы. Решение является основанием
для заключения с гражданами такого договора.
2. Максимальный срок действия договора безвозмездного
пользования составляет пять лет.
3. В договоре безвозмездного пользования указываются граждане,
вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов
семьи пользователя.
4. При отсутствии оснований для заключения договора
безвозмездного пользования на новый срок гражданам предоставляется
занимаемое либо иное жилое помещение по договору социального найма
или найма в порядке и на условиях, установленных настоящим
Законом.
5. В случае истечения срока действия договора безвозмездного
пользования специально оборудованным жилым помещением и отсутствия
оснований для заключения договора на новый срок гражданам
предоставляется другое жилое помещение по договору социального
найма или найма в порядке и на условиях, установленных настоящим
Законом. Освобожденное специально оборудованное жилое помещение
подлежит дальнейшему использованию в соответствии с целевым
назначением.
6. Не менее чем за три месяца до истечения срока действия
договора безвозмездного пользования уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы осуществляет проверку
оснований для установления возможности заключения договора на
новый срок или предоставления занимаемого жилого помещения или
иного жилого помещения по договору безвозмездного пользования либо
найма.
7. Не менее чем за два месяца до истечения срока действия
договора безвозмездного пользования граждане уведомляются о
необходимости заключения договора безвозмездного пользования на
новый срок, или об освобождении жилого помещения, или о
предоставлении занимаемого жилого помещения или иного жилого
помещения по договору социального найма или найма.
Статья 25. Жители города Москвы, которым жилые помещения
предоставляются по договору найма
Жилые помещения по договору найма предоставляются:
1) жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий и подавшим заявление о предоставлении
жилого помещения по договору найма;
2) жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий в целях предоставления им жилых
помещений по договору найма;
3) жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых
помещений в квартире коммунального заселения и обеспеченным по
нормам предоставления на каждого члена семьи, в случае
освобождения изолированной комнаты из жилищного фонда города
Москвы в этой квартире коммунального заселения и при отсутствии
проживающих в этой квартире граждан, признанных нуждающимися в
жилых помещениях или улучшении жилищных условий.
Статья 26. Общие положения по предоставлению жилых помещений по
договору найма
1. Жилые помещения по договору найма предоставляются
безвозмездно из жилищного фонда коммерческого использования города
Москвы.
2. Отдельным категориям граждан жилые помещения предоставляются
из специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений в порядке, установленном
городскими жилищными программами.
3. Размер жилого помещения, предоставляемого по договору найма,
определяется в соответствии с положениями статьи 18 настоящего
Закона. Жилое помещение при наличии такой возможности у города
может быть предоставлено из расчета одна комната на каждого члена
семьи.
Статья 27. Порядок предоставления жилых помещений по договору
найма
1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору
найма, которое является основанием для заключения договора найма.
2. Максимальный срок действия договора найма составляет пять
лет.
3. В договоре найма указываются граждане, вселяемые в
предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи
нанимателя.
4. При нарушении условий договора в случаях, предусмотренных
федеральным законодательством, законодательством города Москвы или
договором, граждане подлежат выселению из занимаемого по договору
найма жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение
по нормам общежития.
5. Не менее чем за три месяца до истечения срока действия
договора найма уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы осуществляет проверку оснований для установления
возможности заключения договора на новый срок или предоставления
занимаемого жилого помещения или иного жилого помещения по
договору найма либо иному договору. При отсутствии таких оснований
жилое помещение подлежит освобождению.
6. Не менее чем за три месяца до окончания срока действия
договора найма граждане уведомляются о необходимости заключения
договора найма на новый срок, заключения договора в отношении
иного жилого помещения или освобождения занимаемого жилого
помещения.
Статья 28. Приобретение жилых помещений с использованием
безвозмездных субсидий
1. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении
жилищных условий в целях предоставления им жилых помещений по
договорам социального найма, имеют право на основании собственного
заявления на предоставление безвозмездной субсидии для
приобретения в собственность жилых помещений или строительства
жилых помещений с целью приобретения их в собственность в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
2. Безвозмездные субсидии выделяются из бюджета города Москвы в
пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели
законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий
финансовый год.
3. Безвозмездная субсидия может быть использована жителями
города Москвы:
1) на финансирование строительства жилого помещения (жилого
дома) высокой степени технической готовности (более 70%) с целью
приобретения его в собственность;
2) на приобретение жилого помещения (жилого дома) на рынке
недвижимости по их выбору как на территории города Москвы, так и
за ее пределами на территории Российской Федерации;
3) собственниками комнат в коммунальной квартире, признанными
нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий, на
покупку освобождаемого жилого помещения в коммунальной квартире в
дополнение к занимаемому жилому помещению в данной квартире, если
в результате выкупа граждане будут обеспечены жилой площадью не
менее минимального значения нормы предоставления для семьи данного
состава и численности и сняты с учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
4. Безвозмездные субсидии предоставляются жителям города
Москвы, которые не использовали право на предоставление либо
приобретение с помощью города жилых помещений.
5. Безвозмездная субсидия рассчитывается исходя из минимального
значения нормы предоставления для семьи данного состава и
численности, определяемой в порядке, установленном статьей 18
настоящего Закона, за исключением случаев предоставления
безвозмездной субсидии с учетом общей площади занимаемого жилого
помещения. Для одиноко проживающего гражданина субсидия
рассчитывается исходя из двукратного превышения нормы
предоставления на одного человека.
6. При расчете размера предоставляемой безвозмездной субсидии
учитывается размер общей площади жилого помещения (части жилого
помещения), в отношении которого граждане и члены их семей
обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-
правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с
принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за
период, установленный статьей 8 настоящего Закона.
7. Размер безвозмездной субсидии не может превышать нормативную
стоимость жилого помещения, предоставляемого семье данного состава
и численности по договору социального найма, и определяется в
установленном порядке в зависимости от года постановки на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с
приложением 3 к настоящему Закону.
8. Нормативная стоимость жилого помещения определяется как
произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра
общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых
серий и размера общей площади жилого помещения, определяемого в
порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
9. Жители города Москвы вправе приобрести с помощью
безвозмездной субсидии жилое помещение более установленного частью
5 настоящей статьи размера без ограничения площади за счет
собственных либо привлеченных средств.
10. Безвозмездная субсидия не может быть использована на
приобретение или строительство жилого помещения:
1) не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве
при отсутствии одного из видов удобств, перечисленных в приложении
1 к настоящему Закону, либо типовым потребительским качествам
применительно к условиям населенного пункта, в котором
приобретается жилое помещение;
2) находящегося под арестом, обремененного чьими-либо правами
на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилого
помещения в собственность гражданам, которым предоставлена
субсидия.
Статья 29. Порядок использования безвозмездных субсидий для
приобретения или строительства жилых помещений
1. Решение о предоставлении безвозмездной субсидии принимает
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
2. На основании решения о предоставлении безвозмездной субсидии
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
гражданину выдается свидетельство о предоставлении безвозмездной
субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или
строительства жилых помещений с целью приобретения их в
собственность (далее - свидетельство), подтверждающее, что
продавцу жилого помещения или застройщику будет в установленном
порядке перечислена полагающаяся гражданину безвозмездная
субсидия. Срок действия свидетельства не может превышать 6 месяцев
со дня вынесения решения о предоставлении безвозмездной субсидии.
3. Приобретенное с помощью безвозмездной субсидии жилое
помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов
семьи, на которых рассчитана безвозмездная субсидия. В течение
месяца после оформления права собственности на приобретаемое с
использованием безвозмездной субсидии жилое помещение граждане
обязаны освободить занимаемое жилое помещение, за исключением
случаев, предусмотренных законом.
4. С момента принятия решения о предоставлении субсидии
граждане обязаны: не приватизировать и не осуществлять сделок с
освобождаемым жилым помещением, влекущих прекращение или изменение
права собственности; не производить вселение родственников и иных
лиц (кроме случаев получения субсидии для приобретения жилого
помещения в дополнение к занимаемому по договору найма или
принадлежащему на праве собственности жилому помещению).
5. Безвозмездная субсидия считается использованной с момента
перечисления денежных средств продавцу жилого помещения или
застройщику.
6. Жители города Москвы, не воспользовавшиеся предоставленной
безвозмездной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете
с сохранением года постановки на учет при возврате безвозмездной
субсидии в бюджет города Москвы.
Статья 30. Приобретение жилых помещений с рассрочкой платежа
1. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении
жилищных условий, вправе приобрести по договору купли-продажи с
рассрочкой платежа жилое помещение, находящееся в собственности
города Москвы, из жилищного фонда коммерческого использования в
соответствии с законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
2. Жилое помещение, приобретаемое жителями города Москвы по
договору купли-продажи с рассрочкой платежа, должно быть размером
не менее минимального значения нормы предоставления для семьи
данного состава и численности, определяемой в порядке,
установленном статьей 18 настоящего Закона, но не более чем по
одной комнате на каждого члена семьи.
3. Решение о предоставлении жителям города Москвы жилого
помещения для приобретения по договору купли-продажи с рассрочкой
платежа принимает уполномоченный орган исполнительной власти
города Москвы.
4. На основании договора купли-продажи с рассрочкой платежа
город Москва либо управомоченная им организация передает жилое
помещение во владение и/или пользование до полной выплаты
стоимости жилого помещения, а граждане обязуются своевременно
вносить платежи в счет выкупа, а также выполнять иные условия
договора.
Статья 31. Условия приобретения жилого помещения по договору
купли-продажи с рассрочкой платежа
1. Договор купли-продажи с рассрочкой платежа заключается на
установленный Правительством Москвы срок. После исполнения всех
обязательств, предусмотренных договором, в том числе внесения всей
выкупной стоимости и процентов за рассрочку платежа, жилое
помещение оформляется в собственность гражданина и членов его
семьи.
2. Платежи в счет выкупа жилых помещений, находящихся в
собственности города Москвы, и проценты за рассрочку платежа
являются доходами бюджета города Москвы.
3. Платежи в счет выкупа вносятся независимо от факта
пользования жилым помещением.
4. Возврат денежных средств лицам, расторгнувшим договор купли-
продажи с рассрочкой платежа, осуществляется из бюджета города
Москвы. При этом платежи в части оплаты процентов за рассрочку
платежа возврату не подлежат.
5. Жители города Москвы, которым освободившееся в коммунальной
квартире жилое помещение было предоставлено по договору найма,
имеют право на выкуп данного жилого помещения путем расторжения
ранее заключенного договора найма и заключения нового договора
купли-продажи с рассрочкой платежа.
Статья 32. Приобретение жилых помещений по договору купли-
продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств
1. Жители города Москвы, признанные в установленном законами и
нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до
вступления настоящего Закона в силу, порядке нуждающимися в
улучшении жилищных условий, а также по решению Правительства
Москвы граждане, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных
условий, вправе приобрести по договору купли-продажи, в том числе
с использованием заемных (кредитных) средств, жилое помещение,
находящееся в собственности города Москвы, из жилищного фонда
коммерческого использования.
2. Жилое помещение, приобретаемое жителями города Москвы,
признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, по договору
купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных)
средств, должно быть размером не менее минимального значения нормы
предоставления для семьи данного состава и численности,
определяемой в порядке, установленном статьей 18 настоящего
Закона, но не более чем по одной комнате на каждого члена семьи.
3. Жители города Москвы, которым освободившееся в коммунальной
квартире жилое помещение было предоставлено по договору найма,
имеют право на выкуп данного жилого помещения путем расторжения
договора найма и заключения договора купли-продажи, в том числе с
использованием заемных (кредитных) средств.
4. Решение о предоставлении жителям города Москвы, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилых помещений по
договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных
(кредитных) средств, принимает уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы.
5. На основании договора купли-продажи город Москва либо
управомоченное им лицо передает жилое помещение в собственность
граждан, а граждане обязуются выполнять все условия заключенного
договора купли-продажи жилого помещения.
Статья 33. Условия приобретения жилого помещения по договору
купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных)
средств
В соответствии с договором купли-продажи и при условии внесения
всей выкупной стоимости за счет собственных и заемных (кредитных)
средств жилое помещение оформляется в собственность гражданина и
членов его семьи.
Статья 34. Общие положения по предоставлению освободившихся
комнат в коммунальных квартирах
1. Освободившиеся комнаты в коммунальной квартире
предоставляются либо приобретаются с помощью города жителями
города Москвы, проживающими в данной квартире по месту жительства
на законных основаниях, в порядке, установленном в статье 35
настоящего Закона.
2. При предоставлении по договорам социального найма или найма
жилого помещения в коммунальной квартире вселение в одну комнату
лиц разного пола, за исключением супругов, допускается только с их
согласия.
3. Освободившиеся комнаты из жилищного фонда города Москвы в
коммунальных квартирах предоставляются либо приобретаются с
помощью города при условии, что обеспечение общей площадью жилого
помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются или
приобретаются, будет не менее нормы предоставления на одного
человека и не более размеров общей площади жилого помещения,
установленных статьей 18 настоящего Закона для семьи данного
состава и численности.
4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в
части 1 настоящей статьи, или невозможности предоставления
освободившихся комнат в порядке, установленном статьей 35
настоящего Закона, уполномоченный орган исполнительной власти
рассматривает вопрос о расселении коммунальной квартиры в
установленном порядке.
Статья 35. Порядок предоставления освободившейся комнаты в
коммунальной квартире
1. Освободившаяся комната в коммунальной квартире
предоставляется по соответствующему договору найма либо в
собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо
собственникам, признанным в установленном порядке нуждающимися в
улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в
части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется
по соответствующему договору найма либо предлагается для
приобретения в собственность проживающим в этой квартире
нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее
установленной нормы предоставления на каждого члена семьи,
проживающим в городе Москве по месту жительства на законных
основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои
жилищные условия более 10 лет.
3. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире общей
площадью, превышающей размеры общей площади жилого помещения,
установленные статьей 18 настоящего Закона, может быть
предоставлено, если такое жилое помещение представляет собой одну
комнату.
4. Жители города Москвы, проживающие в коммунальной квартире,
имеющие жилые помещения на праве собственности и признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий,
имеют право на предоставление безвозмездной субсидии для
приобретения в собственность освободившегося изолированного жилого
помещения в этой квартире в размере нормативной стоимости жилого
помещения, предоставляемого семье данной численности, за вычетом
размера общей площади занимаемого жилого помещения.
5. При принятии решения о предоставлении либо приобретении в
собственность с помощью города освободившейся комнаты в
коммунальной квартире учитываются в совокупности:
1) год постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях;
2) срок проживания в городе Москве по месту жительства на
законных основаниях;
3) жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в
отношении которых граждане и члены их семей обладают
самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые
сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими
им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за
период, установленный статьей 8 настоящего Закона.
6. При отсутствии в коммунальной квартире граждан,
перечисленных в частях 1, 2 настоящей статьи, иные граждане,
проживающие в этой квартире, вправе обратиться в уполномоченные
органы исполнительной власти с просьбой о разрешении выкупа по
рыночной стоимости освободившейся комнаты или нескольких комнат.
7. Жители города Москвы, желающие воспользоваться своим правом,
установленным частями 1, 2, 4 настоящей статьи, должны в течение
30 рабочих дней со дня получения уведомления от уполномоченных
органов исполнительной власти города Москвы об освобождении жилого
помещения подать соответствующее заявление в эти органы.
Статья 36. Право жителей города Москвы на замену жилого
помещения на жилое помещение меньшего размера
1. Жители города Москвы, занимающие благоустроенное и
отвечающее санитарным, техническим нормам и требованиям жилое
помещение, общая площадь которого, приходящаяся на каждого
проживающего, превышает минимальное значение нормы предоставления
для семьи данного состава и численности, вправе обратиться с
заявлением о замене занимаемого жилого помещения на жилое
помещение меньшего размера в пределах нормы предоставления.
2. Рассмотрение заявлений о замене жилого помещения на жилое
помещение меньшего размера и замену жилых помещений осуществляет
специально уполномоченная организация.
3. При обращении жителей города Москвы, занимающих жилое
помещение на основании договоров социального найма, найма, замена
жилых помещений осуществляется по соответствующему договору.
4. При обращении жителей города Москвы, занимающих жилое
помещение на праве собственности, замена жилых помещений
осуществляется по договору мены.
5. Не допускается замена жилого помещения, находящегося в
коммунальной квартире, на иное жилое помещение в виде отдельной
квартиры.
Статья 37. Право жителей города Москвы на замену жилого
помещения по состоянию здоровья
1. При обращении жителей города Москвы, страдающих
заболеваниями опорно-двигательного аппарата, другими
заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов,
которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их
индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в
жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы
реабилитации, о замене занимаемого жилого помещения на жилое
помещение в специально построенных домах либо в жилых помещениях,
отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации,
замена производится на равнозначное по общей площади жилое
помещение:
1) гражданам, занимающим жилое помещение на основании договоров
социального найма, найма, безвозмездного пользования, - по
договору безвозмездного пользования;
2) гражданам, занимающим жилое помещение на праве
собственности, - по договору мены либо по их желанию по договору
безвозмездного пользования с передачей городу жилого помещения по
договору дарения.
2. Рассмотрение заявлений жителей города Москвы о замене жилого
помещения по состоянию здоровья и замену жилого помещения
осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы или уполномоченная им организация.
3. При замене жилых помещений заключение и оформление договоров
осуществляется бесплатно.
Статья 38. Заключение договора о предоставлении жилого
помещения
1. Гражданин, в отношении которого принято решение о
предоставлении жилого помещения из жилищного фонда города Москвы,
обязан в течение 15 рабочих дней после принятия соответствующего
решения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы
заключить соответствующий договор на жилое помещение с
собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им
органом.
2. В случае пропуска гражданином срока, указанного в части
первой настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительным
причинам решение признается органом, принявшим его,
недействительным с обязательным письменным уведомлением об этом
гражданина.
3. В случае пропуска срока, указанного в части первой настоящей
статьи, по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и
др.) и их документального подтверждения срок восстанавливается
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы,
принявшим решение о предоставлении жилого помещения.
4. В случае невозможности заключения соответствующего договора
на жилое помещение по вине предоставившего его уполномоченного
органа исполнительной власти города Москвы срок, указанный в части
первой настоящей статьи, продлевается на время, необходимое для
устранения причин, препятствующих заключению договора, либо ранее
предоставленное жилое помещение подлежит замене на равнозначное.
5. Замена ранее предоставленного жилого помещения на
равнозначное производится уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы, предоставившим жилое помещение, в срок, не
превышающий 30 рабочих дней с момента выявления причин,
препятствующих оформлению соответствующего договора на жилое
помещение.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.
2. Признать утратившим силу с момента вступления в силу
настоящего Закона:
1) Закон города Москвы от 15.01.2003 N 22 "Об улучшении
жилищных условий жителей города Москвы";
2) Закон города Москвы от 17.12.2003 N 76 "О внесении изменений
и дополнений в Закон города Москвы от 15.01.2003 N 22 "Об
улучшении жилищных условий жителей города Москвы";
3) Закон города Москвы от 08.12.2004 N 83 "О внесении изменения
в статью 4 Закона города Москвы от 15.01.2003 N 22 "Об улучшении
жилищных условий жителей города Москвы".
Приложение 1
к Закону
ПЕРЕЧЕНЬ
СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ
ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны
соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми
видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация,
отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее
водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.
Приложение 2
к Закону
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ГРАЖДАНАМ, СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ
ФОРМАМИ НЕКОТОРЫХ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРАВО
НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют
граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых
актах:
- постановление Правительства Российской Федерации от 21
декабря 2004 года N 817 "Об утверждении Перечня заболеваний,
дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую
площадь";
- циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава
РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право
лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или
дополнительной жилой площадью".
Приложение 3
к Закону
ТАБЛИЦА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ СУБСИДИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН,
СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ
ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ <*>
----------------T---T--T---T---T--T---T--T---T--T---T--T---T--T---T-----¬
¦Количество ¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦8 ¦9 ¦10 ¦11¦12 ¦13¦14 ¦15 и ¦
¦полных лет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более¦
¦прошедших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лет ¦
¦после ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦постановки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на учет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---+--+---+---+--+---+--+---+--+---+--+---+--+---+-----+
¦Процент ¦5 ¦6 ¦8 ¦11 ¦15¦19 ¦25¦31 ¦38¦46 ¦54¦58 ¦62¦66 ¦70 ¦
¦от нормативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жилого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+---+--+---+---+--+---+--+---+--+---+--+---+--+---+------
ТАБЛИЦА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СУБСИДИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН, СОСТОЯЩИХ
НА УЧЕТЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
И ИМЕВШИХ НА 01.01.2005 ПРАВО НА ЛЬГОТЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ <*>
---------------T-----T------T------T------T------T------T-------¬
¦Количество ¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦
¦полных лет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и более¦
¦прошедших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лет ¦
¦после ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦постановки на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------+------+------+------+------+-------+
¦Процент от ¦5 ¦16 ¦27 ¦38 ¦48 ¦59 ¦70 ¦
¦нормативной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жилого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+-----+------+------+------+------+------+--------
--------------------------------
<*> Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий и участвующим в накопительных системах в рамках
первого этапа Московской программы "Молодой семье - доступное
жилье" на 2003-2005 гг., расчет размера безвозмездной субсидии
осуществляется с использованием повышающего коэффициента 1,29.
|