Вопрос: Организация оказывает услуги по химической чистке. При
оформлении услуги химчистки пиджака приемщица выдала клиенту бланк
строгой отчетности. Вправе ли инспекция привлечь организацию к
административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за
оказание услуг химчистки без применения ККТ, выразившегося в
непробитии чека?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 октября 2005 г. N 09-24/77640
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон) определено, что контрольно-
кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется
на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком, определенным
Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в
случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее -
постановление N 171) утверждено Положение об осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения ККТ (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения к бланкам строгой
отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции,
билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие
документы, предназначенные для осуществления наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае
оказания услуг населению (далее - бланки). Формы бланков
утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов
государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих
субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной
сфере услуг.
На основании пункта 2 постановления N 171 формы бланков строгой
отчетности, утвержденные согласно ранее установленным требованиям,
могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в
соответствии с Положением, предусмотренным данным постановлением,
но не позднее 1 января 2007 года.
Письмом от 20.04.95 N 16-00-30-33 Минфин России утвердил форму
бланка строгой отчетности N БО-5 "Наряд-заказ", "Квитанция",
"Копия квитанции" для учета наличных денежных средств, поступающих
в качестве оплаты за оказание услуг химической чистки.
Как следует из представленных материалов, 5 июля 2005 года при
оформлении услуги по химической чистке пиджака на сумму 360 руб.
приемщица приемного пункта химчистки, принадлежащего организации,
оформила и выдала клиенту квитанцию по форме N БО-5, в которой
имеется подпись заказчика. При получении готового заказа и
фактической оплаты на сумму 360 руб. за выполненную работу 11 июля
квитанция была предъявлена в приемный пункт. Кроме того, по
просьбе клиента приемщица выписала ему товарный чек на сумму 360
руб.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых
вопросах практики применения административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение ККТ"
разъяснен следующий момент. Так, до момента издания Правительством
РФ соответствующих нормативных правовых актов использование
организациями и индивидуальными предпринимателями приравненных к
чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным
Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной
экспертной комиссией по ККТ, не является основанием для возложения
на них ответственности за неприменение ККТ.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствует событие
административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1
статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим
производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение инспекцией к административной
ответственности организации в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ
неправомерно.
И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|