Вопрос: В результате проведения операции возврата денежных сумм
покупателю по неиспользованным (ошибочно пробитым) кассовым чекам
по данным фискального отчета и данным кассовой книги возникло
расхождение сумм полученной торговой организацией выручки. При
налоговой проверке организация представила акт о возврате денежных
средств по форме N КМ-3, однако первоначальный чек к акту приложен
не был. В связи с этим инспекция привлекла общество и его
генерального директора как должностное лицо к административной
ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы
с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Правомерны ли действия инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2005 г. N 09-24/81476
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета
выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
На основании Методических рекомендаций по использованию данных
учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденных письмом
ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования (неполного
оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККТ, производится следующим образом:
между собой сравниваются выручка по данным, отраженным в
фискальном отчете ККТ, сумма выручки, определенной по показаниям
секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего
дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данные
кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который
распространяется на все предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
В соответствии со статьей 3 Порядка для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме. При осуществлении наличных
расчетов с населением организации обязаны применять ККТ.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по
приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или
лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя
предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному
кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или
уполномоченного лица и кассира, заверенная печатью (штампом)
кассира или оттиском кассового аппарата (п. 13 Порядка).
Согласно пунктам 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Сразу же
после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому
заменяющему его документу кассир делает записи в кассовую книгу.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций
за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и
передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной
лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и
расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с
населением (далее - Типовые правила).
В соответствии с пунктом 4.2 Типовых правил чеки ККТ на
приобретение товара действительны только в день их выдачи
покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по
возвращенным покупателями (клиентами) чекам только по чеку,
выданному в данной кассе, и при наличии на нем подписи директора
или его заместителя.
На сумму возврата члены комиссии оформляют акт о возврате
товара по форме N КМ-3 в одном экземпляре. Погашенные
(первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом
сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых
документах за данное число). Суммы, выплаченные по возвращенным
покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в
журнал кассира-операциониста в графу 15 (по форме N КМ-4), и на
итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
Подобная операция делается и в случае ошибки кассира-
операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения
чека в течение смены.
Возврат денег по истечении рабочего дня и закрытии выручки на
операционной кассе осуществляется из главной кассы предприятия в
установленном порядке.
При несоблюдении вышеперечисленных требований к оформлению
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или
сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом,
организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки
фактически допускает неоприходование части выручки.
На основании пункта 6.1 Типовых правил при закрытии предприятия
кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные
документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с
кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец рабочего дня определяется сумма выручки. Сумма выручки
должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Как следует из представленных документов, акт о возврате
денежных средств был оформлен. Однако к нему приложили не
первоначальный ошибочно пробитый кассовый чек, а чек о возврате.
Первоначальный чек по возвращенной сумме хранился отдельно и был
представлен в инспекцию после рассмотрения административного дела.
Представленный чек подтверждает факт правомерного уменьшения
выручки на сумму возврата денежных средств покупателю.
Следовательно, отсутствует событие административного
правонарушения, что согласно пункту 1 статьи 24.5 КоАП РФ является
обстоятельством, исключающим производство по делу об
административном правонарушении.
Таким образом, привлечение общества и его генерального
директора к административной ответственности за неоприходование в
кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ
неправомерно.
И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|