Вопрос: Инспекция привлекла общество и его генерального
директора (как должностное лицо) к административной
ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу
предприятия денежной наличности, полученной с применением ККТ при
продаже товаров. Расхождение сумм полученной обществом выручки по
данным фискального отчета и данным кассовой книги возникло в
результате проведения операции возврата денежных сумм покупателю
по неиспользованным (ошибочно пробитым) кассовым чекам. Возвраты
денежных средств документально не подтверждены (общество
представило акты о возврате денежных средств неустановленного
образца). Правомерно ли привлечено общество и генеральный директор
общества к административной ответственности за данное
административное правонарушение?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2005 г. N 09-24/85140
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой
учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных
учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин,
утвержденным письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты
оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККТ, производится путем сравнения
выручки. А именно: отраженная в фискальном отчете ККТ сумма
выручки, определенная по показаниям секционных счетчиков
(регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированная в
книге кассира-операциониста, сравнивается с данными кассовой книги
о фактически полученной сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который
распространяется на все предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
Согласно статье 3 Порядка для осуществления расчетов наличными
деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую
книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
В соответствии с пунктом 13 Порядка наличные деньги принимаются
кассами предприятий по приходным кассовым ордерам, подписанным
главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным
распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается
квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного
бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная
печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В пунктах 22 и 24 Порядка определено, что все поступления и
выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
Кассир делает запись в кассовую книгу сразу же после получения или
выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его
документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает
итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее
число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй
отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с
приходными и расходными кассовыми документами под расписку в
кассовой книге.
Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
В соответствии с пунктом 4.2 Типовых правил чеки ККТ на
приобретение товара действительны только в день их выдачи
покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по
возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на
чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только
по чеку, выданному в данной кассе.
На сумму возврата оформляется акт о возврате товара по форме N
КМ-3. Акт составляется членами комиссии в одном экземпляре.
Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и
вместе с актом сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при
текстовых документах за данное число). Суммы, выплаченные по
возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам,
записываются в книгу кассира-операциониста в графу 15 (по форме N
КМ-4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный
день.
Подобная операция проводится и в случае ошибки кассира-
операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения
чека в течение смены.
Возврат денег по истечении рабочего дня и закрытии выручки на
операционной кассе осуществляется с главной кассы предприятия в
установленном порядке.
При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению
возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или
сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом,
организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки
фактически допускает неоприходование части выручки.
Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии
предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и платежные
документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с
кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец дня определяется сумма выручки, которая должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Как следует из представленных документов, общество в
проверяемом периоде возвратило покупателям денежные средства на
общую сумму 7466 руб. Представленные обществом 12 актов о возврате
денежных средств на указанную сумму не соответствуют установленной
форме N КМ-3, однако имеют все необходимые реквизиты для формы
акта N КМ-3 и подписи должностных лиц. При этом к актам приложены
первоначальные кассовые чеки. Указанные документы подтверждают
факт правомерного уменьшения выручки на сумму возврата денежных
средств покупателям.
Следовательно, отсутствует событие административного
правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ
является обстоятельством, исключающим производство по делу об
административном правонарушении.
Таким образом, привлечение инспекцией к административной
ответственности общества и его генерального директора за
неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со
статьей 15.1 КоАП РФ в данной ситуации неправомерно.
И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|