Вопрос: Организация оказывает туристические услуги. При
получении предоплаты за тур администратор-кассир турфирмы не
пробил кассовый чек клиенту и не выдал ему бланк строгой
отчетности. Вправе ли инспекция привлечь общество к
административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за данное
правонарушение?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 января 2006 г. N 09-24/4582
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) сферой применения
контрольно-кассовой техники, включенной в государственный реестр,
являются наличные денежные расчеты, осуществляемые организациями и
индивидуальными предпринимателями в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
В статье 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны в том
числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и
индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт
без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Так,
постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено
Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-
кассовой техники.
В соответствии с пунктами 2 и 3 данного Положения к бланкам
строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся
квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки,
абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт в случае оказания услуг населению.
Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению
заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и
организаций, объединяющих субъектов предпринимательской
деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
При этом в пункте 2 постановления Правительства РФ N 171
определено, что формы бланков строгой отчетности, которые
утверждены в соответствии с ранее установленными требованиями,
могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности
согласно Положению, но не позднее 1 января 2007 года.
Минфин России в письме от 10.04.96 N 16-00-30-19 утвердил форму
бланка строгой отчетности ТУР-1 "Туристическая путевка" для учета
наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за
оказание туристических услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об
основах туристической деятельности в Российской Федерации" под
туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию
туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от
целей путешествия.
Как следует из представленных материалов, при оформлении
договора на оказание туристических услуг администратор-кассир
турфирмы принял денежные средства в сумме 10000 руб. в качестве
предоплаты тура в Турцию стоимостью 16285 руб. При этом кассовый
чек на ККТ не отпечатан, бланк строгой отчетности не выдан. В
подтверждение получения предоплаты турфирма оформила приходный
кассовый ордер на сумму 10000 руб.
При несоблюдении работником обязательств перед клиентом к
административной ответственности привлекается организация,
поскольку работник в данном случае вступает в правоотношения с
клиентом от ее имени, то есть стороной в договоре возмездного
оказания услуг является именно организация.
В части 3 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо, равно как и привлечение к административной или
уголовной ответственности физического лица не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается виновным в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась возможность для
соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или
законами субъектов РФ предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от
него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае турфирма не приняла все зависящие от
нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства
о применении ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении
наличных денежных расчетов.
Факт совершения турфирмой административного правонарушения
подтверждается актом проверки, протоколом об административном
правонарушении, договором оказания туристических услуг, квитанцией
к приходному кассовому ордеру и фискальным отчетом.
Таким образом, привлечение организации к административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ правомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|