Вопрос: Налоговая инспекция привлекла организацию к
административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за
неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с
применением ККТ при оказании услуг общественного питания.
Организация не представила кассовую книгу и первичные кассовые
документы за период с 1 по 8 декабря 2005 года, так как она ведет
их в электронном виде. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2006 г. N 09-24/14819
На основании статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой
учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных
предпринимателей.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных
учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденным письмом
ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования (неполного
оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств,
полученных с применением ККТ, производится путем сравнения
выручки. А именно: отраженные в фискальном отчете ККТ суммы
выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков
(регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированной в
книге кассира-операциониста, сравниваются с данными кассовой книги
о фактической сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 N
40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации (далее - Порядок), который распространяется на все
предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от
организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов
наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по
приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или
лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя
предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному
кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это
уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира
или оттиском кассового аппарата (п. 13 Порядка).
Согласно пунктам 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи
наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Сразу же
после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому
заменяющему его документу кассир делает об этом запись в кассовую
книгу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги
операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число
и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной
лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и
расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 25 Порядка на предприятиях при условии
обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга
может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы
формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги".
Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе
названные машинограммы должны составляться к началу следующего
рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все
реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов
кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в
порядке возрастания с начала года.
В письме Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с
населением.
В пункте 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии
предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку
вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному)
кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на
конец дня определяется сумма выручки, которая должна
соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и
контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой
кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки,
определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в
книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и
представителя администрации.
Как следует из представленных материалов, 13 декабря 2005 года
для проведения проверки главным бухгалтером организации по описи
представлены кассовая книга и документы по кассе с 1 октября по 30
ноября 2005 года, книги кассира-операциониста, а также контрольные
ленты и акты удаленных чеков с 1 октября по 8 декабря 2005 года и
приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера
организации. При этом кассовая книга и первичные кассовые
документы за период с 1 по 8 декабря 2005 года не были
представлены.
Согласно объяснению главного бухгалтера кассовая книга
организации и первичные кассовые документы за период с 1 по 8
декабря 2005 года не были представлены, поскольку эти документы
ведутся в электронном виде и распечатываются один раз в неделю. В
связи с этим проверяющими сделан вывод о неоприходовании в
указанный период в кассу организации выручки в размере 2960131
руб., зафиксированной в снятых с ККТ фискальных отчетах за
указанный период.
При этом фактов неоприходования денежной наличности в кассу
указанной организации не установлено.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы организация представила
кассовую книгу и первичные кассовые документы за период с 1 по 8
декабря 2005 года, согласно которым денежная наличность в размере
2960131 руб. за указанный период, полученная с применением ККТ, в
кассу организации оприходована в полном объеме.
Следовательно, отсутствует событие административного
правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ
является обстоятельством, исключающим производство по делу об
административном правонарушении.
Таким образом, привлечение организации к административной
ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в
соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ неправомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|