УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 мая 2006 г. N 20-12/41851
Управление ФНС России по г. Москве по вопросу возможности учета
для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с оплатой
командировочных и представительских расходов, если в результате
командировки соглашение о деловом сотрудничестве с потенциальными
поставщиками не было достигнуто, сообщает следующее.
Согласно подпунктам 12 и 22 пункта 1 статьи 264 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией, относятся, в частности:
- расходы на командировки, носящие производственный характер,
включающие расходы на проезд работника к месту командировки и
обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения; суточные
или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых
Правительством Российской Федерации;
- представительские расходы, связанные с официальным приемом и
обслуживанием представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в
порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 Кодекса.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской
Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка
работника по распоряжению работодателя на определенный срок для
выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Порядок и условия командирования работников на территории
Российской Федерации определяются Инструкцией Минфина СССР,
Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных
командировках в пределах СССР".
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за
исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
При этом расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые
затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, основанием для признания расходов на
командировки для целей налогообложения прибыли является
подтверждение производственного характера командировки.
В случае командировки сотрудника организации для деловых встреч
с потенциальными поставщиками указанные командировки должны иметь
определенные результаты.
Доказательствами наличия таких результатов могут быть приказ,
отчет о командировке (изложение целей и задач командировки и отчет
об их выполнении) желательно с приложением протоколов о намерениях
и предварительных договоров, образцов рекламной продукции,
прейскурантов, проспектов и буклетов или других документов, прямо
подтверждающих выполнение производственной цели командировки,
направленной на получение дохода.
Документами, служащими для подтверждения представительских
расходов, являются:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об
осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования
приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских
целей, оплаты услуг сторонних организаций, например, организаций
общественного питания, и т.п.);
- акт об осуществлении представительских расходов, подписанный
руководителем организации, с указанием сумм фактически
произведенных представительских расходов.
В отчете о представительских расходах, составленном конкретно
по проведенным представительским мероприятиям, отражаются:
- цель представительских мероприятий и результаты их
проведения;
- дата и место проведения;
- программа мероприятий;
- состав приглашенной делегации;
- участники принимающей стороны;
- величина расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть
подтверждены соответствующими первичными документами.
В случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели
подотчетным лицом подтверждающими документами будут являться
первичные документы, выданные соответствующими организациями
подотчетному лицу (например, кассовые и товарные чеки, акты приема-
передачи товаров (оказанных услуг) и т.д., а также авансовый отчет
об использовании подотчетных сумм).
При заключении договора со сторонней организацией (например, с
предприятием общественного питания) документальным подтверждением
осуществления представительских расходов будет служить договор с
данной организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-
заказ, счет-фактура. Если привлекаются переводчики, не состоящие в
штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими
договорами, актами выполненных работ и иными документами.
После осуществления представительских расходов также
составляется акт об осуществлении представительских расходов,
утверждаемый руководителем организации, с указанием сумм
фактически произведенных представительских расходов.
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25
Кодекса к представительским расходам относятся:
- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда
или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также
официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в
переговорах;
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения
представительского мероприятия и (или) заседания руководящего
органа и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате
налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения
представительских мероприятий (п. 2 ст. 264 Кодекса).
Таким образом, расходы по проведению неофициальной встречи (в
кафе) с потенциальными партнерами (поставщиками), организованной
сотрудником организации, находящимся в командировке в городе
проживания указанных партнеров, не учитываются для целей
налогообложения прибыли, так как не признаются Кодексом
представительскими расходами.
Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
Г.А. Суворова
|