Вопрос: Налоговая инспекция привлекла организацию к
административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за продажу
товаров без применения ККТ, выразившейся в непробитии кассового
чека и невыдаче его на руки покупателю. Чек был пробит после
предъявления служебного удостоверения должностного лица налоговой
инспекции. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 мая 2006 г. N 09-24/045385
Контрольно-кассовая техника, включенная в государственный
реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг. Об этом сказано в пункте 1
статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее
- Закон N 54-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением
кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели,
применяющие ККТ, обязаны в том числе выдавать покупателям
(клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты
отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Требования к контрольно-кассовой технике, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и
условия ее регистрации и применения определяются Правительством
Российской Федерации (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.1 Типовых правил эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 N 104,
кассир-операционист или другое материально ответственное лицо
(контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов
и др.) обязаны в том числе получить от покупателей (клиентов)
деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой
покупателем (клиентом) и обозначенной в прейскуранте на
оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях
общественного питания - обозначенной в меню или ценниках в
следующем порядке. А именно: четко назвать сумму полученных денег
и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
напечатать чек (при расчетах с использованием ККТ); назвать сумму
причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с
чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать
одновременно).
Как следует из представленных материалов, при осуществлении
организацией наличных денежных расчетов при обслуживании клиентов,
а именно при покупке (оплате) товара, кассиром организации выдан
нефискальный предоплатный чек (счет) на общую сумму 290 руб., в
котором указано время 15.01. При этом ККТ не применялась. Кассовый
чек был пробит после предъявления должностными лицами инспекции
служебных удостоверений и начала проверки в 15.15.
Факт нарушения подтверждается актом проверки, протоколом об
административном правонарушении, нефискальным предоплатным чеком
(счетом), контрольной лентой смены.
Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо, равно как и привлечение к административной или
уголовной ответственности физического лица не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается виновным в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась возможность для
соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или
законами субъектов РФ предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от
него меры по их соблюдению.
В данном случае организация не приняла все зависящие от нее
меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о
применении ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении
денежных расчетов с населением.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров,
выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо
в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров,
выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами,
зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей,
при отсутствии установленной информации об изготовителе или о
продавце либо без применения в установленных законом случаях ККТ
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от
15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на
юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Таким образом, привлечение организации к административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ правомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|