Вопрос: Обязаны ли налоговые органы в ходе проведения проверки
по вопросу исполнения законодательства о применении ККТ при
осуществлении денежных расчетов с населением производить запись в
журнале учета мероприятий по контролю организации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 29 мая 2006 г. N 09-24/45973
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от
08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) юридические лица и
индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета
мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом
органа государственного контроля (надзора) производится запись о
проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о
наименовании органа государственного контроля (надзора), дате,
времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях,
целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных
нарушениях, о составленных протоколах, об административных
правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются
фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего
мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Аналогичная позиция содержится в части 1 статьи 11 Закона
города Москвы от 27.08.2002 N 692-ПП "Об организации контроля и
административной ответственности за нарушения в сфере
потребительского рынка и услуг города Москвы" (далее - Закон N 692-
ПП).
На основании пункта 3 статьи 1 Закона N 134-ФЗ положения закона
не применяются к отношениям, связанным, в частности, с проведением
налогового контроля.
Законом N 692-ПП определено, что действие данного Закона не
распространяется на отношения, связанные с проведением
лицензионного контроля, а также иных видов контроля (надзора),
регулируемых специальными федеральными законами и законами города
Москвы, если законодательством РФ не предусмотрено другое.
Согласно части 1 статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и
сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и
взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в
процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов
налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и
привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения.
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
регулирует правоотношения, возникающие при осуществлении денежных
расчетов с населением при проведении торговых операций или
оказании услуг на территории РФ.
Таким образом, законодательство РФ о применении ККТ при
осуществлении денежных расчетов с населением регулирует
правоотношения, не относящиеся к налоговым. А контроль за
соблюдением налогоплательщиками указанного выше законодательства к
налоговому контролю не относится.
Однако в соответствии со статьей 2 Закона N 134-ФЗ под
государственным контролем (надзором) понимается проведение
проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных
требований к товарам (работам, услугам), установленных
федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами.
В статье 1 Закона N 692-ПП предусмотрено, что для целей Закона
используется понятие "контрольная деятельность".
Контрольная деятельность - деятельность уполномоченных на
проведение государственного контроля (надзора) органов
исполнительной власти г. Москвы по проведению проверок выполнения
юридическими и физическими лицами или индивидуальными
предпринимателями обязательных требований, установленных законами
и иными нормативными правовыми актами г. Москвы в сфере
потребительского рынка и услуг.
Законом N 54-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по
проведению государственного контроля за соблюдением требований к
ККТ, включая порядок и условия их применения и регистрации; за
соблюдением правил использования ККТ, за полнотой учета денежных
средств, за соблюдением условий работы с денежной наличностью.
Следовательно, государственный контроль за соблюдением
законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных
расчетов с населением не включает в себя мероприятия по проверке
соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
обязательных требований к товарам (работам, услугам), что не
соответствует понятию "государственный контроль", используемому в
целях Закона N 134-ФЗ, а также понятию "контрольная деятельность",
используемому в Законе N 692-ПП.
В связи с этим Закон N 134-ФЗ, а также Закон N 692-ПП не
распространяется на контрольные мероприятия (включая порядок
проведения мероприятий по контролю, установленный статьей 7 Закона
N 134-ФЗ), проводимые налоговыми органами в целях проверки
соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями
законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных
расчетов с населением.
Таким образом, запись в журнале учета мероприятий по контролю
налоговыми органами не производится.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы III ранга
Г.А. Суворова
|